06.10.25

Адаптация в детском саду: как помочь ребенку привыкнуть

Принимая решение отправить малыша в детский сад, не все родители готовы к тому, что ребенок будет какое-то время адаптироваться. Для многих родителей адаптационный период в детском саду – неожиданное испытание, к которому они не готовы. Но прежде всего это непростое испытание для самого ребенка, который оказывается не готов к такому повороту событий. Ему нужно помочь привыкнуть, а это требует времени. Давайте разберемся, как пройти адаптационный период быстрее, как к нему подготовиться и чем можно помочь ребенку.
адаптация в доу

Формы адаптации ребенка к детскому саду

Помните ли вы случаи, когда на новом месте чувствуешь себя словно без почвы под ногами? Представьте, каково маленькому ребенку впервые оказаться в незнакомом месте без мамы на целый день? Адаптации ребенка к садику может быть очень болезненной. Это процесс приспособления детского организма к новым условиям. Для ребенка – это перестройка всех его систем. Здесь все для него новое – запахи, звуки, распорядок. Родителям стоит знать, что даже для беспроблемного ребенка начало периода в детском саду – стресс. Причем сначала все может быть вполне хорошо. не спешите делать выводы. Период адаптации для ребенка начинается примерно через неделю после пребывания в детском саду. Длительность его зависит от формы (степени) протекания адаптации.

Легкая форма

Если ребенок не изменил своего поведения, ведет себя в детском заведении как дома, особых изменения в поведении малыша нет, значит адаптация ребенка в детском саду носит легкую форму и продлится всего 2-4 недели. Несмотря на отсутствие проблем, ребенок переживает стресс и ему нужно помочь – быть максимально терпеливым и поддерживающим. Может наблюдаться некоторое нарушение сна, замедление речевой активности. Не оставляйте ребенка одного дома, если он просит побыть рядом, максимально поддерживайте его в течение этих нескольких недель.

Средняя форма

Такая форма адаптации к детскому саду длится около 2 месяцев. Ребенок может играть с другими детками, без проблем кушать и спать, но ему бывает трудно попрощаться с мамой: каждый раз расставаясь он плачет. При этом ребенок может не спешить домой, соглашаться с тем, что завтра придет снова, говорить об этом. Эмоциональное состояние малыша нормализуется чуть медленнее, чем при легкой адаптации, в этот период возможны незначительные заболевания, эмоциональный фон может быть нестабильным. Знайте, что ребенок очень нуждается в поддержке родных и воспитателя. Очень важно, чтобы в этот период его поддерживали все стороны. А чтобы ему было легче по утрам, желательно, чтобы его отводила в сад не мама, а бабушка, папа, тетя, няня.

Тяжелая форма

Такая форма адаптации в садике может занимать до года. Нормальное психологическое состояние ребенка приходит в норму крайне медленно, этот период может сопровождаться заболеваниями, которые сложно протекают. О тяжелой адаптации ребенка в детском саду могут свидетельствовать такие признаки как тревожный сон, кошмары ночью. Он может начать заикаться, плохо есть и даже отказываться принимать пищу, может истерить, становиться агрессивным к сверстникам, демонстрировать смену состояний (напряженное, пассивное, подавленное), избегание игр и общения со сверстниками. Каждое утро – истерика, сопротивление, иногда подавленная истерика – безэмоциональность и закрытость. Иногда при такой тяжелой адаптации к саду стоит обратиться к психологу.

А может лучше не вести ребенка в сад?

А ради чего, мы, собственно, так мучим ребенка? Может не нужен ему этот сад? Дело не в детском саде, а в самом механизме адаптации. Такой механизм нужен каждому, без него в жизни никак, и его нужно пережить, необходимо справиться с ним. Мы меняем работы, переезжаем в другой город, идем в школу, поступаем в учебные заведения – везде понадобится адаптация, и каждому нужно научиться адаптироваться к переменам, даже если в первый раз это болезненно и долго. Психолог, кстати, может упростить и ускорить процесс адаптации в саду. Можно и самим помочь малышу.

Как снизить стресс ребенка

Прежде всего обратим внимание на то, что точно не работает, а только усугубляет ситуацию:

  • Угрозы. Не пытайтесь придумывать наказания за поведение ребенка, за то, что он плачет, боится, не хочет вас отпускать. Так ребенка к садику не подготовить: он будет воспринимать детсад, как источник страданий, решит, что раньше все было хорошо, пока не появился этот детсад.
  • Обещания, которые не сбудутся. Ребенка можно поощрить и подбодрить, но не обещайте то, чего не сделаете. Это в итоге только усилит негатив и обиду на родителей.

А вот то, что точно снизит стресс ребенка при адаптации:

  • Обучение ребенка самообслуживанию. Если ребенок умеет справляться со многими вещами сам, он будет чувствовать себя увереннее и адаптироваться к новой обстановке легче.
  • Социализация. Прежде чем отправлять ребенка в детсад, походите с ним в развивающий центр, где проводятся занятия в группе и участвуют другие дети. Несколько дней в неделю по несколько часов не создадут стресса, зато у малыша появится понимание, как вести себя в такой обстановке.
  • Часто бывать на детских площадках, праздниках. Как правило, ребенок, которого часто водят в гости, туда, где есть дети его возраста, адаптируется более легко.
  • Не только с мамой. Ребенок иногда просто не представляет себя без мамы, и расставание для него – просто-таки разрыв чего-то единого целого. Если ребенок играет не только с мамой, но и с другими взрослыми членами семьи, или занимается с няней, у него скорее всего не будет сильного стресса от нового окружения. Контакты с большим количеством взрослых – хорошо для ребенка.
  • С другими взрослыми. Чтобы успешно пройти адаптацию в саду, нужна подготовка: оставляйте ребенка одного со взрослыми (надежными, которым вы доверяете) на 10-15 минут, увеличивайте это время. Объясните ребенку причину: мама сходит в магазин, а тетя тебе пока почитает сказку.
  • Независимость. Если ребенок хочет сделать что-то сам, не нужно ему мешать, наоборот, обязательно поддержите его. Обычно это происходит, когда ребенок начинает называть себя «я» (примерно в три года). Если ребенку не мешать, он научится быть самостоятельным и ему будет легче привыкнуть к саду.

Как еще помочь ребенку привыкнуть к саду

  • Предварительно расскажите ребенку о саде, о том, что дети в садике проводят целый день и ходят туда каждый день. Расскажите, какой там режим, чем они там занимаются. Желательно, чтобы ребенок проявил интерес, но не стоит создавать завышенные ожидания.
  • Можно сходить с ребенком в сад на экскурсию, чтобы привыкание происходило менее болезненно. В течение месяца можно устроить посещения с ребенком в сад несколько раз и пробыть там какое-то время. Хорошо, если вы подберете сад, где есть адаптационная группа.
  • Вечером почитайте с ребенком социальные сказки, где персонажи ходят в сад, посмотрите мультфильмы на эту тему, поиграйте с игрушками в детсад. Скажите малышу, что скоро и он будет ходить в сад.
  • Проведите с ребенком серьезный разговор, объясните, что сад – это подготовка к школе, это нужно, чтобы ребенок стал успешный. Подчеркивайте то, к чему он проявляет интерес. Главное, чтобы ребенку не показалось, что он не нужен маме.
  • Придумайте утренний и вечерний ритуал перед и после сада, понятный только ребенку и родителю. Например, поцелуй, объятия с какой-то особенностью, особенные слова.
  • Проявляйте поддержку, хвалите ребенка, чтобы он все больше чувствовал себя самостоятельным и уверенным. Тогда процесс адаптации пройдет легче.

Следуйте этим советам, чтобы время адаптации прошло максимально мягко для ребенка.

На нашем сайте можно заказать услугу подбора няни. Подбираем няню воспитателя, няню гувернантку, сопровождающую няню (которая будет водить / возить в школу и детсад).
ЗАКАЗАТЬ ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК ПОДОБРАТЬ НЯНЮ
Какой домашний персонал мы подбираем?

Основные направления нашей деятельности