«Р» обычно последний звук, который осваивает ребенок. И происходит это примерно на шестом году жизни. Конечно, родители волнуются, ведь некоторые взрослые так и не смогли научиться выговаривать «р». Не хочется, чтобы ваш ребенок картавил всю свою жизнь, страшно упустить «тот самый» момент, когда еще есть шанс. Как поступить правильно и дать ребенку необходимое развитие своевременно? Вопрос частый.
Если обучая буквам и чтению, буква Р так и осталась самой сложной и ребенок «р» не выговаривает, не стоит беспокоиться. Во-первых, шанс есть всегда, уже наукой доказано, что учится человек на протяжение всей жизни, причем, не менее эффективно, чем в детстве, а во-вторых, и 5, и 6 лет, и чуть позже ребенок может начать выговаривать «р» сам по себе, а если вашему малышу еще нет 5-ти, причин для паники нет, даже не стоит что-либо предпринимать.
А чтобы не волноваться, лучше понять, что именно происходит и почему детям так нелегко дается этот звук.
Человеку объективно труднее всего воспроизводить именно «р». Механизм его воспроизведения следующий:
- Кончик языка приподнимаем к небу, к верхним зубам, оставляя его широким и расслабленным (не сужаем!).
- На выдохе на кончик языка нужно направить мощный поток воздуха, чтобы появилась вибрация.
Для этого нужно достаточно развить речевой аппарат, корень языка должен быть достаточно сильным. Все это заканчивает формироваться обычно только к пяти-шести годам.
Когда формирование речевого аппарата завершено, некоторые дети все еще не могут произнести «р». Причин может быть несколько:
- Короткая уздечка языка (подъязычная связка, которая соединяет нижнюю полость рта с языком). Дефект иногда исправляют еще в роддоме, а чаще всего – с помощью логопедических занятий.
- Нарушение фонематического слуха. Ребенок понимает разницу в звуках раньше, чем начинает их произносить. Однако бывает в связи с перенесенными заболеваниями развитие фонематического слуха несколько задерживается.
- Неправильное речевое дыхание. Звук «р» требует управления выдохом. Если ребенок еще не умеет правильно выдыхать, распределять выдох, «р» у него не получится. Необходимо подождать или настроить дыхание специальными тренировками.
- Неправильный прикус. При глубоком прикусе получить «р» более сложно. Нужно больше времени, чтобы ребенок приспособился.
Прежде всего не стоит волноваться раньше времени – как минимум раньше 5-ти лет. В двуязычной семье тоже бывает задержка с произношением звука «р». Если в разных языках «р» выговаривается по-разному, ребенок может подражать речь взрослых, перенося этот опыт произношения с другого языка на русский. Со временем он разберется, как какой звук в каком случае произносить.
Как же научиться выговаривать звук «р»? Постановка у детей звука «р» состоит из трех задач:
- Подготовка речевого аппарата.
- Постановка звука.
- Доведение навыка до автоматизма.
Если речевой аппарат уже достаточно развит, но ребенок не умеет произносить «р», иногда достаточно
показать ему, как это делается, и он справится с произношением буквально за несколько минут, после чего самостоятельно и с удовольствием закрепит новый опыт.
Если у ребенка получится, но он продолжит заменять «р» привычным «л» (вместо «река» - «лека»), «г» («гека»), «в» («века») или вообще пропускать звук («ека») – понадобятся тренировки и нужно запастись терпением. Независимо от того, каким звуком ребенок сейчас заменяет «р», есть такая замена или вообще отсутствует – заниматься произношением можно, используя одну и ту же методику.
Если же речевой аппарат еще слабый и правильно поставить звук на текущем инструментарии невозможно, сначала понадобятся упражнения на укрепление языка, растягивание подъязычной уздечки и подготовку мышц.
На такие занятия ребенка может учти несколько месяцев, обычно не больше полугода.