Преимущество бытового билингвизма – в минимальных затратах на обучение. Ребенок просто слышит от некоторых членов семьи один язык, от некоторых – второй, или в одних ситуациях один, а в других – другой. Если говорить о том, кто такие билингвы, то это те, кто с самого раннего детства окружены несколькими языками, постоянно находятся в контакте с носителями нескольких языков. Его развитие в двуязычной семье проходит естественно, без изнурительных занятий, само общение полезно для усваивания языков. Что такое двуязычие в семье? Это не учебные занятия, а постоянное бытовое использование двух языков.
Если малыша начать истязать длительными занятиями с рождения, раньше, чем созрели соответствующие мозговые отделы, можно получить обратный эффект:
- Минимальный активный словарь.
- Использование простых однообразных предложений.
- Иностранный акцент.
Однако даже при двуязычии билингвальный ребенок дольше усваивает языки, больше времени тратит на то, чтобы научиться говорить, в связи с чем можно наблюдать:
- Задержки развития речи (иногда малыш не начинает разговаривать до трех лет).
- Преимущество только одному из языков и отказ от второго.
- Смешивание языков.
Это совершенно нормально. Ребенок может не использовать один или оба языка, пока они не займут в его уме «свои места». Зато у таких детей в процессе всей взрослой жизни лингвистические навыки будут развиваться очень быстро, а сами они будут более устойчивыми к стрессам.
Эти проблемы можно минимизировать, если:
- Не исправлять первые ошибки и давать ребенку высказывать мысль до конца, не поправляя его.
- Вводить ребенка в контекст – рассказывать больше о стране, о различиях и традициях стран – на соответствующем его возрасту уровне, разумеется.
- Обучение будет проходить гармонично и приятно.