30.05.25

Что такое билингвизм и как воспитать ребенка билингва

Владеть сразу несколькими языками – то, чего желают своим детям многие родители. Билингвальные дети – те, которые владеют двумя языками. Как выучить сразу два языка, в каком возрасте надо начинать учить второй язык и в чем суть билингвизма.
билингвы это кто

Билингвизм – это…

С самим термином «билингвизм» многим все понятно: от латинского «bi» – двойной, «lingua» – язык. Речь идет о владении двумя языками одновременно. Билингв – тот, который владеет двумя языками. Однако есть вопросы. Насколько хорошо нужно владеть вторым языком, чтобы считаться билингвом? Все просто. Степень владения двумя или одним из языков может быть любой, а билингв – тот, который умеет разговаривать на двух языках, общаться в быту.

Билингвизм появился в связи с потребностью контактировать на одной территории с людьми-носителями разных языков. В мире много примеров: в Швейцарии одновременно разговаривают на немецком, французском и итальянском языках, в Канаде – на английском и французском.

Что такое билингвальный ребенок и что значит естественный и искусственный билингвизм

Если языковая среда – двуязычная – и человек постоянно сталкивается в быту с двумя языками, слышит оба языка по радио, по телевизору, возникает естественный (бытовой) билингвизм. Если же язык осваивается в образовательной обстановке, формируется искусственный (учебный) билингвизм.

Чтобы ребенок стал билингвальным (владел более чем одним языком), нужно обучать его второму языку или обеспечить соответствующую среду. При благоприятной языковой среде ребенок будет «с пеленок» различать сразу несколько языков, думать и выражать свои мысли сразу на нескольких языках, применяя то один то другой в зависимости от языковой ситуации.

Насколько уникален такой навык? На самом деле более 70% людей в мире общаются и думают сразу на нескольких языках. В мире в более чем 40 странах равно распространены сразу несколько языков. Все чаще встречаются дети-билингвисты – просто родители являются носителями нескольких языков. При этом растет и количество детей, чьи родители целенаправленно обучают детей второму языку, считая, что это поможет им во взрослой жизни. И да, это оказывается ценной инвестицией и важным преимуществом, если все сделать правильно. Давайте разберемся, какие ошибки тут можно допустить.

Еще немного терминологии. Не все одинаково понимают, что такое билингвизм. Полилингвизм – еще один термин, связанный с двуязычием. Считается, что полилингвизм – это когда владеют родным языком и изучают иностранный, а билингвизм – это когда не просто знают помимо родного иностранный, а используют оба языка в своей жизни в равной степени в зависимости от ситуации. Билингвы свободно, без каких-либо трудностей и принуждений, используют каждый попеременно в своей повседневной жизни. Билингвы знают язык не из учебников (или не только из них), они отрабатывают языки путем социализации. В Мексике, Швейцарии или Канаде билингвизм – абсолютная норма. Искусственно развить билингвизм можно, но успех будет зависеть от того, в каком возрасте был начат этот процесс.

Во сколько лет начинать учить второй язык

Преимущество бытового билингвизма – в минимальных затратах на обучение. Ребенок просто слышит от некоторых членов семьи один язык, от некоторых – второй, или в одних ситуациях один, а в других – другой. Если говорить о том, кто такие билингвы, то это те, кто с самого раннего детства окружены несколькими языками, постоянно находятся в контакте с носителями нескольких языков. Его развитие в двуязычной семье проходит естественно, без изнурительных занятий, само общение полезно для усваивания языков. Что такое двуязычие в семье? Это не учебные занятия, а постоянное бытовое использование двух языков.

Если малыша начать истязать длительными занятиями с рождения, раньше, чем созрели соответствующие мозговые отделы, можно получить обратный эффект:

  • Минимальный активный словарь.
  • Использование простых однообразных предложений.
  • Иностранный акцент.

Однако даже при двуязычии билингвальный ребенок дольше усваивает языки, больше времени тратит на то, чтобы научиться говорить, в связи с чем можно наблюдать:

  • Задержки развития речи (иногда малыш не начинает разговаривать до трех лет).
  • Преимущество только одному из языков и отказ от второго.
  • Смешивание языков.

Это совершенно нормально. Ребенок может не использовать один или оба языка, пока они не займут в его уме «свои места». Зато у таких детей в процессе всей взрослой жизни лингвистические навыки будут развиваться очень быстро, а сами они будут более устойчивыми к стрессам.

Эти проблемы можно минимизировать, если:

  • Не исправлять первые ошибки и давать ребенку высказывать мысль до конца, не поправляя его.
  • Вводить ребенка в контекст – рассказывать больше о стране, о различиях и традициях стран – на соответствующем его возрасту уровне, разумеется.
  • Обучение будет проходить гармонично и приятно.

Как воспитать билингва

Если до 12 лет ребенок не был в постоянном контакте с носителем второго языка, считается, что он уже не станет билингвом, исходя из глубокого понятия того, что такое билингвальность. Второй язык может стать для него любимым, он может освоить его совершенно, но язык будет вторым. Он может переехать, пойти в школу, где его будет окружать новая речевая атмосфера, преимуществ билингвальности он не получит. Хотя есть и другие мнения. Исследования продолжают проводиться. Не так давно ученые открыли нейропластичность. Эта новость нейропсихологов заставила человечество пересмотреть взгляды на способность к обучению во взрослом возрасте (о нейропластичности можно найти огромное количество полезных статей).

Что же больше всего способствует развитию билингвизма и стоит ли его развивать? Если у вас дома постоянно используется несколько языков – этого уже достаточно, чтобы воспитать билингвального ребенка. И не стоит усердствовать, а также волноваться о смешивании языков и некоторых задержках в развитии. Чтобы было больше пользы – обеспечьте возможность пребывать в такой атмосфере постоянно или с определенной периодичностью, а не рывками.
!
Думайте о своих детях с самого рождения и даже раньше. Считается, что язык ребенок начинает учить еще в утробе матери.
Если в семье никто не говорит на втором языке, можно подобрать няню-носителя. Эффект будет тем же. Однако важно помнить – это не должны быть уроки или занятия, только естественное общение и игры.

Кто такой билингвист и в чем преимущества билингвизма

Билингвист – то же, что билингв, иногда слово употребляют по отношении взрослых, которые быстро осваивают новые и новые языки. Считается, что билингвы в раннем детстве могут демонстрировать небольшое отставание, после чего легко нагоняют сверстников, а на протяжение всей жизни более стрессоустойчивы, обладают отличной памятью, больше склонны к освоению языков, меньше поддаются заболеваниям, связанным с изменениями в мозге, как, например, болезнь Паркенсона. В активном возрасте преимущества – на поверхности:

  • Возможность найти хорошую работу там, где вы находитесь.
  • Путешествия по миру без переводчиков.
  • Возможность читать классиков и смотреть фильмы в оригинале.
  • Легче осваиваются программы, курсы на других языках, нет барьеров и преград.

Кроме того, исследования говорят, что билингвизм замедляет старение. Поэтому его формирование можно считать лучшей инвестицией в будущее детей.
Какой домашний персонал мы подбираем?

Основные направления нашей деятельности