От трех до четырех
До четырех лет ребенок еще неспособен устанавливать причинно-следственные связи, а значит, не понимает связи между своими действиями и будущим результатом, к тому же отсроченным во времени. Терпение развивается путем приучения к самостоятельности. Его требуется немало, чтобы просто донести ложку до рта, надеть штанишки, сходить на горшочек, застегнуть пуговичку. Не делайте за него то, что он способен сделать сам, пусть даже очень долго и неаккуратно, несмотря на то, что потом придется убирать. Это стоит того, если есть цель воспитать самостоятельного ребенка, лидера, уверенного в себе человека, независимой личности.
Учитывайте, что ребенок еще плохо оперирует понятием «время», поэтому ориентируйте ребенка на события: как только я домою посуду, почитаю книжку. Также используйте различные события ежедневного режима ребенка: когда пообедаешь, после того как вернешься из сада.
Учите также ребенка сосредотачиваться на одном занятии в течение 5-10 минут. При этом совсем необязательно, чтобы ему было трудно. Работать, творить или играть ребенку должно быть интересно. Поиграть в новую игру, слепить простую фигурку, полить домашнее растение, не отвлекаясь – это отлично развивает терпение и ответственность ребенка. Игра в прятки тоже развивает терпение: необходимо несколько минут сидеть, ждать без движения и не выходить, чтобы тебя не видели окружающие.
До трех лет одним видом деятельности можно заниматься до 10 минут, к шести годам это время увеличивается до 35 минут. Эти данные учитывают при построении режима детей в детском саду и в школе.
С ребенком практикуйте физминутки, где нужно находиться в одной позе несколько минут, в виде рыбки, ласточки, цапли и в других положениях. Со сверстниками можно организовать соревнования, например, кто дольше продержится и другие.
По пути можно тренировать с ребенком творческие упражнения на внимание: называть предметы заданного цвета, хлопать, как только увидит ворону, топать ножкой, если голубя.
Ближе к четырем с ребенком можно выполнять более сложные упражнения на внимание. Полезной для развития лидерских качеств у ребенка будет игра «Что изменилось»: разложить предметы (5-6), дать ребенку запомнить (30 секунд), попросить закрыть глаза, убрать один предмет, чтобы ребенок вспомнил, какой именно, или поменять местами, чтобы ребенок указал на изменения.