22.12.25

Как развить лидерские качества у ребенка

Лидер – тот, кто умеет взять на себя ответственность, кто способен проявить настойчивость и терпение, кто может организовать прежде всего себя, а также других, кто умеет достигать целей и не останавливаться перед трудностями. Как воспитать лидера, и нужно ли?
как развить в ребенке лидерские качества

О лидерстве

Сейчас тема лидерства в тренде и, конечно, хочется воспитать востребованные качества в своих детях. Каким должен быть ребенок, чтобы он вел, а не шел за кем-то, какие качества родители должны в ребенке воспитывать, чтобы его жизнь сложилась?

Во-первых, не стоит считать лидерством завышенную самооценку, во-вторых, лидер – не тот, кто верховодит другими, а тот, кто прежде всего умеет управлять собственными целями и планами и быть хозяином собственной жизни. А для этого нужно воспитать в ребенке настойчивость, терпение, выдержку. С этого начинает лидер и победитель.

Настойчивость – важное качество ребенка

Лидер – это человек настойчивый. Как воспитать в ребенке лидера? Прежде всего воспитать в ребенке настойчивость – одно из главных качеств лидера.

Первое – диагностика. Ваш ребенок способен доводить дело до конца или теряет интерес при первой же неудаче? Если бросает все на полпути – выясните причины. Они могут быть психологическими или организационными, физиологическими, ситуационными. Может он просто не знает, что делать дальше, и ему никто не объяснил, например, не знает, как рисовать руки человечку или как завязать шнурки, или еще не развил соответствующие мышцы и у него элементарно не хватает сил. У детей бывают проблемы с пониманием взрослых инструкций, с концентрацией внимания, с артикуляцией. Если же это проблемы психологического характера (не уверен в себе, боится ошибок, не решается пробовать еще раз, не хватает настойчивости), прислушайтесь к советам психологов по воспитанию настойчивости.

Мотивируйте

Ребенок способен быстро вовлекаться и полностью погружаться в то, чем занимается. Ему это легче, чем взрослым. Но задача родителей помочь с мотивацией: задача должна быть интересной, не слишком сложной и не слишком простой. Конструктор, пирамидка, пазлы – что бы это ни было, просто следите, чтобы это было не сильно просто и не сильно сложно, и интересовало малыша.

Одобряйте

Психологи считают, что положительное подкрепление более эффективно, чем отрицательное. Если вашему ребенку что-то удается – обязательно отметьте, похвалите, выразите поддержку и одобрение. А фразы родителей вроде «растяпа, опять все запорол», или «ну вот видишь, я же говорила, ничего не вышло» стоило бы запретить законодательно, так много психологических проблем они создают в жизни человека, блокируя напрочь любое его развитие, не говоря уже о том, что из таких детей невозможно вырастить лидеров.

Дополнительная мотивация

Сила воли – это, конечно, хорошо, но ребенок не станет долго заниматься неинтересным занятием. Поэтому будьте находчивыми – ищите дополнительную мотивацию. Ребенок не любит математику – предложите приз за самостоятельное или своевременное решение задачек и примеров, скучно убирать игрушки – вводите соревнование «кто первый», не хочет умываться – придумайте игру или сказочную историю. Фиксируйте прогресс, сам прогресс в любом деле будет ребенка мотивировать, а игровые моменты в детстве научат его во взрослой жизни искать мотивацию в рутине и в сложных ситуациях.

Не скрывайте сложности задачи

Не стоит успокаивать малыша, обещая, что будет очень просто. Часто мы пытаемся так заинтересовать ребенка предстоящей задачей. Но данный подход неверен: во-первых, мы обманываем ребенка, во-вторых, как бы пытаемся оградить его от сложностей, которые все равно придется принимать и преодолевать, когда ребенок вырастет. Наоборот, преодолейте сложности вместе и порадуйтесь, что справились. Так поступают лидеры.

Позвольте действовать самостоятельно

Для ребенка умение сделать что-то самому, пусть даже несовершенно, очень важно. Ясно, что идеально не получится с первой попытки, зато ребенку крайне важно иметь возможность проявлять себя самому, без помощи мамы. Воспитание ребенка лидера – это воспитание самостоятельности.

Дайте ребенку право на ошибку

Создайте в семье доброжелательную безопасную атмосферу, где можно экспериментировать и ошибаться. Это лучший подарок родителей своему ребенку, и это лучший способ развить лидерские качества у ребенка. Даже воспитание лидеров во взрослых коллективах предусматривает это требование: возможность делать ошибки и исправляться – важное условие развития лидеров и формирования эффективных команд. Каким же мощным инструментом лидерства будет владеть ваш ребенок, если способность извлекать уроки из собственных ошибок будет получена им еще в раннем детстве, до того, как он пойдет учиться в школу.

Лидера без терпения не бывает

Если человек нетерпеливый – это не лидер. Успешный человек, лидер умеет выжидать, долго идти к успеху, не сдаваться. Терпение развивается в самом раннем детском возрасте. Сразу после трех лет. Терпение – это понимание, что нужно отложить сиюминутные желания ради отсроченного результата, и способность отложить удовольствие ради цели. Как родителям научить ребенка быть терпеливым? Подсказываем, как развить навык, точнее, как заложить основы такого качества как терпение.

До трех лет

Воспитание терпения у ребенка до трех лет – это не бежать по первому зову, дать ему понять, что иногда нужно подождать, пока мама закончит свою работу. Дайте ребенку получить опыт: если немного подождет – получит желаемое.

От трех до четырех

До четырех лет ребенок еще неспособен устанавливать причинно-следственные связи, а значит, не понимает связи между своими действиями и будущим результатом, к тому же отсроченным во времени. Терпение развивается путем приучения к самостоятельности. Его требуется немало, чтобы просто донести ложку до рта, надеть штанишки, сходить на горшочек, застегнуть пуговичку. Не делайте за него то, что он способен сделать сам, пусть даже очень долго и неаккуратно, несмотря на то, что потом придется убирать. Это стоит того, если есть цель воспитать самостоятельного ребенка, лидера, уверенного в себе человека, независимой личности.

Учитывайте, что ребенок еще плохо оперирует понятием «время», поэтому ориентируйте ребенка на события: как только я домою посуду, почитаю книжку. Также используйте различные события ежедневного режима ребенка: когда пообедаешь, после того как вернешься из сада.

Учите также ребенка сосредотачиваться на одном занятии в течение 5-10 минут. При этом совсем необязательно, чтобы ему было трудно. Работать, творить или играть ребенку должно быть интересно. Поиграть в новую игру, слепить простую фигурку, полить домашнее растение, не отвлекаясь – это отлично развивает терпение и ответственность ребенка. Игра в прятки тоже развивает терпение: необходимо несколько минут сидеть, ждать без движения и не выходить, чтобы тебя не видели окружающие.

До трех лет одним видом деятельности можно заниматься до 10 минут, к шести годам это время увеличивается до 35 минут. Эти данные учитывают при построении режима детей в детском саду и в школе.

С ребенком практикуйте физминутки, где нужно находиться в одной позе несколько минут, в виде рыбки, ласточки, цапли и в других положениях. Со сверстниками можно организовать соревнования, например, кто дольше продержится и другие.

По пути можно тренировать с ребенком творческие упражнения на внимание: называть предметы заданного цвета, хлопать, как только увидит ворону, топать ножкой, если голубя.

Ближе к четырем с ребенком можно выполнять более сложные упражнения на внимание. Полезной для развития лидерских качеств у ребенка будет игра «Что изменилось»: разложить предметы (5-6), дать ребенку запомнить (30 секунд), попросить закрыть глаза, убрать один предмет, чтобы ребенок вспомнил, какой именно, или поменять местами, чтобы ребенок указал на изменения.

В пять – шесть

После пяти большинство детей уже могут потерпеть и подождать, а интересным занятием способны заниматься двадцать минут и даже полчаса подряд. Теперь задача при воспитании ребенка лидера – научить его ценному качеству доводить дело до конца, что детям удается далеко не всегда. Думаете, лидеры достигают своего только благодаря силе воли? Они используют навыки, хитрости и методы мотивации: делить задачу на части, поддерживать себя на каждом этапе, вдохновляться историями, фильмами и сказками. В этом нужно ребенку помочь.

Игры и занятия для детей - будущих лидеров в 5-6 лет – искать «клад», проводить опыты, выращивать растение, проращивать семена.

Личный пример

Стремясь воспитать свое чадо лидером, следует помнить, что для ребенка самый лучший способ развития лидерских качеств – это пример папы и мамы. Маленький ребенок чувствует фальшь, если его просят о достижениях, на которые сами не способны, и ребенок становится таким, как родители, если их поведение соответствует тому, чему учат его. Способность правильно расставлять приоритеты, строить общение с другими, уверенность в себе, способ мышления и способность выражать свои мысли, эмпатия, уважение друг к другу – все это ребенок наблюдает, копирует, перенимает. Родительские нормы и принципы обычно становятся нормами и для ребенка. Поэтому прежде всего начинайте с себя.

Еще важно помнить, что ваш ребенок – не ваша копия, у него свои задатки и таланты, иная структура психики. Видите, что у него нет склонности лидировать – приложите усилия, чтобы он был лидером для самого себя.

В развитии ребенка поможет няня, гувернантка, воспитатель, психолог. Заказать подбор хорошего специалиста для ребенка можно, заполнив форму.
Какой домашний персонал мы подбираем?

Основные направления нашей деятельности