Большинство слов нашей повседневной речи запоминаются сами по себе, но при этом вы, наверное, замечали, что некоторые люди кажутся умнее только потому, что используют другие слова – не из бытового обихода. Если добавить к этому хорошо поставленную грамотную речь, человек кажется на голову выше остальных. На самом деле, возможно, он знает всего-то на 10-50 слов больше. Такие люди просто умеют вставить в речь «что то умное» и держаться уверенно. Где же найти «умные» слова для словарного запаса и их значения, чтобы свободно использовать их в речи?
Есть списки таких слов – которые помогают казаться более умным в глазах собеседника. Нужно ли учить ребенка этим словам? Обязательно. И тут несколько целей:
- Чтобы он мог свободно и уместно использовать разные слова в своей речи.
- Чтобы понимал значение слов, когда слышит их в чьей-то речи.
- Чтобы незнакомое слово никогда не казалось ему признаком непостижимого ума собеседника и не снижало собственную самооценку, а вызывало желание пополнить свой словарный запас.
Где найти умные слова и их значения и, главное, как их учить и как вводить в свой словарный запас?
Прежде всего важно поощрять пытливость ребенка и объяснять каждое слово, которое вызвало его интерес. Вместо того, чтобы ответить в русле «подрастешь – поймешь», постарайтесь объяснить новое слово, не уходить от вопросов, найти примеры применения, попробовать применять в своей речи. Полезно также вместе с ребенком пройти путь поиска значения слова (посмотреть в словаре или, как минимум, найти ответ в интернете).
Не всегда легко объяснить сложное слово. К примеру,
эфемерный – что это? Что-то мимолетное, несуществующее, быстро проходящее, как сон: вроде был – и уже нет. Но главное грамотно использовать слово в своей речи. Например, эфемерное – часто переоцененное, не стоящее серьезных затрат, ненадежное, не то, на что стоит делать ставку. Лучше сосредоточиться на противоположности – том, что можно увидеть, ощутить, задержать, на что можно опереться: «Стоит ли стараться ради
эфемерной славы? Куда лучше
реальный, надежный, устойчивый результат». Расширяйте словарный запас синонимами и антонимами нового слова, встройте его в предложение, используйте его в речи как минимум несколько раз после объяснения.
Знакомя ребенка с умными словами для разговора и их значениями, сосредоточьте его внимание на том, что умные слова для словарного запаса нужны не для того, чтобы пускать пыль в глаза, а чтобы лучше понимать и оценивать чью-то речь и уметь лучше выразить свои мысли, эмоции, мнение.
Небольшой список слов для пополнения словарного запаса:
- Вальяжный – неторопливый, непринужденный, уверенный, важный (вальяжная походка, поза, человек). Антонимы (слова с противоположным значением) – нервный, неспокойный, суетливый, неуверенный.
- Латентный – скрытый, невидимый, не заметный внешне, замаскированный, недоступный для наблюдения. Антонимы – открытый, явный.
- Превентивный – предупреждающий, опережающий, профилактический (превентивный удар, превентивные меры). Слова с противоположным значением – запоздалый, корректирующий, реактивный (от «реагировать»).
- Моветон – плохие манеры, неприличное поведение, дурной тон, невоспитанность.
- Нонсенс – абсурд, нелепость, бессмыслица, бред, чепуха.
- Утрировать – преувеличивать.
Такой список мог бы продолжаться бесконечно. Есть много материалов в статьях блогов, в статьях журналов и в обучающей литературе. Это разнообразные списки умных слов для разговора или списки с интересными словами и их значениями (списки современных слов, популярных слов, новых слов, слов, значения которых многие не знают). Словарный запас человека пополняется всю жизнь, язык формируется постоянно. Главное, с детства помочь ребенку понять, что не знать слова – не стыдно: всегда можно выяснить, что значит незнакомое слово, и начать его употреблять, разобравшись с его значением, и поняв, в каком случае он будет уместным. Стыдно смеяться над другими за то, что они не знают слова.
Хорошая реакция на новое слово – попытаться узнать его значение и тональность:
- утрировать – это что значит?
- у слова «одиозный» значение положительное или отрицательное? (отрицательное: одиозный – неприятный, скандальный, осуждаемый).
Язык формируется постепенно, а не на отдельных ограниченных по времени курсах, а интерес к расширению словарного запаса (вокабуляра) формируется в детстве.