19.11.25

Как увеличить словарный запас ребенка

Читая, общаясь со взрослыми и со сверстниками, ребенок расширяет словарный запас. Грамотная речь невозможна со скудным словарным запасом. Давайте разберемся, как пополнить словарный запас еще в детстве, как научиться красиво говорить и научить этому ребенка.
как повысить словарный запас ребенка

Слова для расширения словарного запаса

Большинство слов нашей повседневной речи запоминаются сами по себе, но при этом вы, наверное, замечали, что некоторые люди кажутся умнее только потому, что используют другие слова – не из бытового обихода. Если добавить к этому хорошо поставленную грамотную речь, человек кажется на голову выше остальных. На самом деле, возможно, он знает всего-то на 10-50 слов больше. Такие люди просто умеют вставить в речь «что то умное» и держаться уверенно. Где же найти «умные» слова для словарного запаса и их значения, чтобы свободно использовать их в речи?

Есть списки таких слов – которые помогают казаться более умным в глазах собеседника. Нужно ли учить ребенка этим словам? Обязательно. И тут несколько целей:

  • Чтобы он мог свободно и уместно использовать разные слова в своей речи.
  • Чтобы понимал значение слов, когда слышит их в чьей-то речи.
  • Чтобы незнакомое слово никогда не казалось ему признаком непостижимого ума собеседника и не снижало собственную самооценку, а вызывало желание пополнить свой словарный запас.

Где найти умные слова и их значения и, главное, как их учить и как вводить в свой словарный запас?

Прежде всего важно поощрять пытливость ребенка и объяснять каждое слово, которое вызвало его интерес. Вместо того, чтобы ответить в русле «подрастешь – поймешь», постарайтесь объяснить новое слово, не уходить от вопросов, найти примеры применения, попробовать применять в своей речи. Полезно также вместе с ребенком пройти путь поиска значения слова (посмотреть в словаре или, как минимум, найти ответ в интернете).

Не всегда легко объяснить сложное слово. К примеру, эфемерный – что это? Что-то мимолетное, несуществующее, быстро проходящее, как сон: вроде был – и уже нет. Но главное грамотно использовать слово в своей речи. Например, эфемерное – часто переоцененное, не стоящее серьезных затрат, ненадежное, не то, на что стоит делать ставку. Лучше сосредоточиться на противоположности – том, что можно увидеть, ощутить, задержать, на что можно опереться: «Стоит ли стараться ради эфемерной славы? Куда лучше реальный, надежный, устойчивый результат». Расширяйте словарный запас синонимами и антонимами нового слова, встройте его в предложение, используйте его в речи как минимум несколько раз после объяснения.

Знакомя ребенка с умными словами для разговора и их значениями, сосредоточьте его внимание на том, что умные слова для словарного запаса нужны не для того, чтобы пускать пыль в глаза, а чтобы лучше понимать и оценивать чью-то речь и уметь лучше выразить свои мысли, эмоции, мнение.

Небольшой список слов для пополнения словарного запаса:

  • Вальяжный – неторопливый, непринужденный, уверенный, важный (вальяжная походка, поза, человек). Антонимы (слова с противоположным значением) – нервный, неспокойный, суетливый, неуверенный.
  • Латентный – скрытый, невидимый, не заметный внешне, замаскированный, недоступный для наблюдения. Антонимы – открытый, явный.
  • Превентивный – предупреждающий, опережающий, профилактический (превентивный удар, превентивные меры). Слова с противоположным значением – запоздалый, корректирующий, реактивный (от «реагировать»).
  • Моветон – плохие манеры, неприличное поведение, дурной тон, невоспитанность.
  • Нонсенс – абсурд, нелепость, бессмыслица, бред, чепуха.
  • Утрировать – преувеличивать.

Такой список мог бы продолжаться бесконечно. Есть много материалов в статьях блогов, в статьях журналов и в обучающей литературе. Это разнообразные списки умных слов для разговора или списки с интересными словами и их значениями (списки современных слов, популярных слов, новых слов, слов, значения которых многие не знают). Словарный запас человека пополняется всю жизнь, язык формируется постоянно. Главное, с детства помочь ребенку понять, что не знать слова – не стыдно: всегда можно выяснить, что значит незнакомое слово, и начать его употреблять, разобравшись с его значением, и поняв, в каком случае он будет уместным. Стыдно смеяться над другими за то, что они не знают слова.

Хорошая реакция на новое слово – попытаться узнать его значение и тональность:

  • утрировать – это что значит?
  • у слова «одиозный» значение положительное или отрицательное? (отрицательное: одиозный – неприятный, скандальный, осуждаемый).

Язык формируется постепенно, а не на отдельных ограниченных по времени курсах, а интерес к расширению словарного запаса (вокабуляра) формируется в детстве.

Как расширить словарный запас эффективно

Эффективные методы обогатить словарный запас довольно просты:

  • Постоянно тренировать свою память, пополняя ее новыми словами в ходе чтения и игр «в слова».
  • Читать и пересказывать книги.
  • Работать и играть с текстами.
  • Готовить и проводить различные выступления.

Речь не только об уроках, обучении, занятиях, курсах. Чтение должно стать приятной и обычной привычкой, частью жизни. Александр Пушкин использовал в своих произведениях около 24 тысяч слов – это невероятно много (Шекспир, к примеру, меньше). Читайте Пушкина, останавливайтесь на новых словах, обязательно встраивайте их в свою речь, пользуйтесь словарями, интернетом, чтобы слово стало не просто известным, но используемым. Важно учитывать, что мозг неохотно принимает новые слова в активный словарный запас: чтобы это произошло приходится немного потрудиться.

Есть активный и пассивный словарный запас. Нас интересует активный – используемый в речи. Совет много читать – хорош, но даже он не помогает развитию речи: неиспользуемые слова оседают в пассивном словарном запасе, а ленивый мозг каждый раз достает из памяти ближайший синоним. Нас оценивают по речи, дикции, активном словарном запасе, уместном использовании слов в своей устной речи. Единственный способ развить речь, научиться правильно произносить и уместно использовать слова – много общаться, говорить и читать вслух, обсуждать прочитанное, использовать новые слова в своей речи.

Обратите внимание на то, что многие статьи дают списки слов, часто иностранного происхождения, «чтобы выглядеть умнее» (например, предложенные выше слова – превентивный, латентный, утрировать), но не стоит забывать, зачем нам речь. Мы развиваем речь, чтобы быть точнее, понятнее, не звучать скучно и скудно, чтобы нас интересно было слушать. «Умные» слова важно понимать, не бояться их и не комплексовать, слыша, как собеседник мечет перед нами заумностями. При этом хороший язык формируется, когда мы уместно применяем синонимы, знаем и используем в общении несколько вариантов слов с одним и тем же значением: тогда при общении мы можем выразить чувства и эмоции, точнее передать оттенки и не наскучить друг другу. Если вместо «превентивный» мы иногда скажем предупреждающий, опережающий или профилактический, речь будет точнее и ярче.

Как улучшить свою речь и развивать речь ребенка? Лучше всего – синонимами и в ходе устного общения. Играйте с малышами в синонимы, при изучении нового слова ищите, как еще можно сказать. Как правило, такое упражнение отлично приживается лет с пяти и становится постоянной работой над точностью речи, которую человек будет вести всю свою жизнь.

Чтобы расширить активный словарный запас, достаточно одного слова в день: взять обычное слово, подобрать синонимы, начать их использовать в своей речи. Достаточно на протяжении одного дня использовать новое слово (или известное, но не используемое в живой речи) в пяти разных предложениях в общении с реальными людьми, и слово ваше – оно уже перешло из пассивного в постоянное употребление.

Как улучшить речь и дикцию

Слова, которые мы знаем, но никогда не применяем, лежат мертвым грузом в нашем пассивном словаре. Чтобы их применять и получить богатый словарный запас, нужно развивать голосовые способности и четкость дикции. Как? С помощью игр и упражнений:

  • Повторение сложных слов, поиск рифмы, составление фраз из слогов.
  • Чтение вслух и ответы на вопросы по смыслу прочитанного.
  • Пение, музыкальные игры.
  • Ролевые игры, театральные занятия, выступления.
  • Любые подвижные игры и работа руками – тоже влияют на развитие речи.

И поддержка, много поддержки, всяческое поощрение речевой деятельности. Самое главное – поощрять ребенка при любой возможности, когда ему удается запоминать новые слова, избавляться от слов паразитов, подбирать синонимы, расширять кругозор, выражать свое мнение.
А еще – изучение языков: знание нескольких языков автоматически расширяет словарный запас.
Все «заумные» слова – это слова иностранного происхождения.

Нужна гувернантка с иностранным языком? Мы подберем.
Какой домашний персонал мы подбираем?

Основные направления нашей деятельности