26.05.25

Методика Монтессори: в чем суть самой популярной системы воспитания и развития

Свобода ребенка – основа основ, а свобода для ребенка – это активность. Дисциплина быть должна, однако дисциплина должна проводиться через свободу. Если вам близки эти слова – вам может подойти система воспитания Монтессори, итальянской исследовательницы педагога, которая в свое время настолько системно подошла к исследованию вопросов воспитания детей, что сегодня ее методика является одной из самых популярных. «Ищем няню, работающую по Монтессори», «Нужна гувернантка, владеющая методикой воспитания Монтессори» – очень популярные запросы. Давайте разберемся с сутью методики Монтессори – в чем заключается этот подход и почему его так ценят. В этой статье – ответы.
методика монтессори суть и принципы

Переосмысление понятия дисциплины

Методика Монтессори – с чего начать описание этой системы? Давайте начнем с самой сути, с фундамента. Поэтому сначала – немного о самой идее.

Знакомясь с системой Монтессори, что первое ошеломляет – так это совершенно нетрадиционное понимание термина «дисциплина». Мария Монтессори понимает его не так, как мы привыкли. Человек, хранящий неестественное молчание, – разве это дисциплина? Ребенок, застывший, как паралитик, – разве нормальный пример дисциплинированности, если считать дисциплинированность чем-то положительным, полезным, конструктивным и здоровым? Вряд ли. Это скорее пример подавленности. Дисциплина здорового ребенка – это активность.

По Монтессори человек дисциплинирован, если он хозяин самому себе, если способен регулировать собственное поведение в соответствии с возникающими жизненными ситуациями. Понятие активной дисциплины несколько сложно для восприятия, а чтобы получить такую дисциплину необходимо отказаться от устоявшейся традиции принуждения в процессе воспитания детей. Совершенно другие, чем было принято долгое время, методы воспитания, позволят ввести ребенка в мир такой дисциплины, которая поможет ему на протяжение всего жизненного пути познавать мир и самосовершенствоваться.

В заведениях по методике Монтессори обучение дисциплине – это значит научить ребенка двигаться, а не сидень неподвижно на одном месте, обучение поведению, которое будет полезно не только в школе, а на протяжение всей жизни. В таком детсаде или школе воспитанник учится выполнять действия, которые помогут ему для жизни в обществе. По сути, ребенок учится проявлять свой характер, и эта дисциплина не ограничена его школьным окружением, а распространяется на общение в социуме.

Значит ли это, что в таких заведениях ребенок может вести себя, как вздумается? Вовсе нет. Ограничения всегда есть, их не может не быть – не стоит строить иллюзии. Детям вовсе не пытаются создать искусственный мир вседозволенности, которого не существует в природе. Воспитанный «по Монтессори» ребенок – умеет проявить себя, вежлив, хорошо воспитан, знает, что и когда сказать и сделать, чтобы не обидеть других и построить здоровые отношения с окружающими. Как это достигается? Секреты – на поверхности.
методика монтессори для детей

Изучать каждого ребенка

Секрет – в таком банальном понятии как «индивидуальный подход». Любая свобода, а значит, и свобода ребенка, имеет свои ограничения. Критериями этих ограничений является коллектив и его интересы. Свобода ребенка также должна иметь форму проявления, которая диктуется этикетом – тем, что воспринимается как хорошее воспитание. Хорошее воспитание – поведение, которое не вызывает обиду и раздражение окружающих. И все это у каждого ребенка индивидуально. Чтобы подсказать ребенку, как ему проявлять себя, не обижая других, нужно внимательно изучать каждого ребенка, изучать его наклонности, способные привести к грубому поведению, корректировать и контролировать такие наклонности, а все остальное – разрешать и наблюдать. По сути, воспитатель занимает роль внимательного и любознательного наблюдателя. Его задача – создавать среду, внутри которой будет сохраняться активность. Научить быть активным – особенно важно в начальных классах, когда ребенок учится заявлять о себе, а подавление спонтанной активности в таком возрасте – это, по словам самой Монтессори, подавление в ребенке самой жизни. «Мы с упоением, уважением и почти религиозным трепетом должны относиться к первым проявлениям индивидуальности», – пишет она в одной из своих статей, сравнивая развитие ребенка в нежном возрасте с нераскрывшимся бутоном.
методика монтессори занятия

Педагогические приемы и методы

Что же делает педагог, чтобы пресечь то, что может кого-то задеть, и не подавить естественное проявление? Прежде всего отказаться от какого бы то ни было принуждения, а также всего, что препятствует спонтанным проявлениям. Здесь не идет речь о бесполезных и опасных проявлениях: их следует пресекать.

Если говорить о методике Монтессори кратко в двух словах – это когда воспитатель не позволит воспитаннику причинить себе физический вред, будет способствовать его активности и естественному проявлению и будет учить взаимодействовать с другими экологично.

Основной прием, обязательный для освоения воспитателю по этой методике, – это наблюдение. Наблюдение, и, как результат, знание ребенка, поможет развивать его в нужном русле. Причем, развивать – не значит занимать активную позицию. Как можно меньше вмешательства – таков подход. Воспитателя долго учили быть активным, подавлять, ограничивать, направлять. Методика Монтессори в детском саду и в младшей школе требует пассивного наблюдения – «как за звездами из телескопа». Нужно долго наблюдать и изучать, чтобы различить, какие поступки пресекать, а за какими просто продолжать наблюдать. Наблюдать и не ограничивать, а значит, проявляться и развиваться. Никаких «Сядь на место!» и «Перестань шуметь!», и вот уже благоприятная среда для самовыражения.

Девочка все время крутится рядом и хочет помогать – можно использовать эту возможность и научить ее тому, что она пытается повторить за взрослыми, и дать навыки в том, к чему «лежит ее душа». Малыш собирает вокруг себя других малышей, пытается их организовать и примеряет на себя роль воспитателя – значит, ему интересно быть лидером, помогите ему стать влиятельным и вести за собой, просто не ограничивая его активность. И не надо помогать малышам, делать что-то за них, пусть они сами совершают выбор, достигают, пробуют, учатся. Взрослым (воспитателям, родителям) важно научиться наблюдать с удовольствием, поощрять самостоятельность, давать понимание о добре и зле, не связывать «добро» с неподвижностью и «зло» с активностью. Помощь в том, чтобы понять, что хорошо и что плохо, – важна и нужна, и тут бездействие неуместно, как и поспешные выводы.

Методика Монтессори – плюсы и минусы

Главная цель и суть методики Монтессори – развить у ребенка дисциплину для активной деятельности, работы и добра, а не для пассивности и послушания. Однако иногда систему понимают неверно, применяют формально, и занимают позицию невмешательства – позволяют не только хаос, но и жестокость. Появляются нежелательные проявления методики Монтессори. Дети делают, что вздумается, нарушая границы друг друга. Минусы обычно связаны с неверным пониманием и применением системы.

Понять, соблюдается ли важное условие, – очень просто: если дети перемещаются по дому или по классу самостоятельно и свободно и при этом осмысленно, по собственной воле, имея свои цели, не совершают грубых и резких поступков и не наносят вред друг другу – это пример дисциплинированности. Это первый этап развития дисциплины, на следующих стадиях коллективного обучения детей научат следить за порядком, находиться на своих местах и так далее. Как правило, дети без принуждения, получив опыт свободного проявления, самостоятельно складывают игрушки, спокойно садятся в зале на концерте и ведут себя тихо, потому что «это хорошо», а не потому что иначе они получат наказание. Иными словами, детям все можно, но есть запрещенные действия.

Дети с ранних лет учатся осознавать собственные поступки, индивидуальные наклонности, что очень трудно, если вокруг принуждение, а свои поступки – беспорядочны и неосознанны.

Применение методика Монтессори, отзывы, результаты

Методика Монтессори – новый и популярный подход к развитию ребенка. Результаты поражают: ребенок растет активным и уверенным в себе.

Уже написано много материалов о применении методов Монтессори, а также об их результатах. На практике это сочетание игры и работы, свободы и дисциплины, индивидуального и группового развития.

За годы практики сформирован основной девиз подхода – помогать ребенку сделать это самому.

Дети сами выбирают траекторию развития, выбирают для себя занятия и временные ресурсы для них. Сопровождающий наставник не оценивает, не сравнивает его результаты со сверстниками и не комментирует процесс. Он наблюдает и помогает в случае трудностей. Основные правила развития по системе Монтессори:

  • Взрослый – не источник знаний, а проводник.
  • Развитие происходит благодаря самостоятельному опыту.
  • Для полного раскрытия талантов нужно специально организовать окружающее пространство.

В зависимости от возраста воспитанников, организуется среда, где дети занимаются по системе Монтессори. Основные признаки организации среды по системе Монтессори:

  • Детям всегда доступны инструменты обучения и развития.
  • Дети, развиваясь по данной системе, сами делают выбор.
  • Учитываются индивидуальные особенности детей.

Если вы отдадите ребенка в детский сад или школу, работающие по системе Монтессори, вы можете столкнуться со следующим:

  • Дети свободно перемещаются по комнате в ходе занятия.
  • Отсутствует единая для всех детей программа: они индивидуальны.
  • В одной группе – дети разного возраста.
  • Вокруг – стимулирующие и развивающие материалы, доступные весь день.
  • Взрослые почти не вмешиваются в деятельность детей.

С какого возраста можно развивать ребенка по системе Монтессори? С любого, лучше с рождения.
Даже сами родители могут использовать методику Монтессори, книги автора системы и ее многочисленных последователей могут помочь разобраться в особенностях системы. Много внимания в системе уделяется сенситивным периодам:

  • До 3 лет – восприятие порядка и чистоты.
  • От 1 до 4 лет – развитие движений.
  • До 5,5 лет – развитие сенсорных ощущений.
  • От 1,5 до 5,5 лет – развитие мелкой моторики.

Как это учитывать? Система проста: предлагать детям соответствующие материалы и игры.
Подойдет ли все это вашему ребенку? Вернее было бы перефразировать вопрос: подойдет ли такая система вашей семье? Если вы готовы поддерживать принципы системы Монтессори и хотите воспитать не послушного, а свободного ребенка, стоит дать ему шанс свободного развития и добиться, чтобы вся семья поддерживала эту идею. Среди лучших частных школ Москвы есть заведения, работающие по системе Монтессори.

Когда Мария Монтессори создавала в Италии (начало XX ст.) бесплатные детские сады в многоквартирных домах, одним из обязательных правил была поддержка родителями этой системы воспитания. Если это требование не выдерживалось – ребенок исключался из такого детсада.

Подбирая гувернантку, няню, воспитателя, необходимо будет учитывать требование владения методами системы Монтессори.
Какой домашний персонал мы подбираем?

Основные направления нашей деятельности