Психологи, педагоги, специалисты по развитию – все уверены, что сам процесс чтения книжек во время дневной игры и на ночь важен и ценен. Внимание мамы, папы, бабушки или няни, возможность вместе почитать и послушать историю, само поведение взрослых и такая деятельность как чтение формируют ребенка. Сами сказки тоже очень важны для формирования личности. А вот возраст, в котором нужно начинать читать именно сказки, вопрос спорный. Сказки – это неправдивые, выдуманные истории, бывают достаточно страшными. Готова ли психика воспринять то, что даже взрослым порой трудно понять и расшифровать. Рассмотрим несколько мнений на этот счет, и пусть каждый выберет вариант, который ближе.
Человек устроен довольно сложно, в мозге формируются нейронные связи до того, как мы полноценно осознаем, как все устроено. Сказки – это разговор с внутренней основой формирующегося человека, с его будущей системой ценностей и ориентиров. Подсознание улавливает куда больше, чем многим кажется. Ваше отношение к ребенку, ваши личные нормы и ориентиры, даже моральный портрет вашей няни – все это формирует вашего ребенка. И, конечно, в не до конца исследованной нами мере сказки влияют на его формирование. Сказки, это абсолютно бесспорно, влияют на формирование характера, на нравственные ориентиры, развивают мышление, навыки, внимание, фантазию.
В народных сказках уже заложена мораль и мудрость, которую, возможно, ребенок, не имеющий фильтров и критики, воспринимает «напрямую». А художественные авторские произведения в стихах, например, Корнея Чуковского или Самуила Маршака, действуют своими яркими образами куда лучше, чем правила и нравоучения. Помним, что мир ребенка – это игра, выдумка, метафора, в которой ему вполне комфортно. Главное и важное он понимает и усваивает.
Нам, взрослым, кажется, что ребенок учится через объяснения, но на самом деле настоящее обучение у детей происходит через образы и эмоциональный опыт на подсознательном уровне. Поэтому детская сказка учит точнее и живее. Читать сказку – воспитывать через образы.
С определенного возраста ребенок, слушая сказки, учится преодолевать трудности, понимает, что быть добрым – хорошо, добрые в итоге выигрывают, помогать другим – хорошо, тебе тоже помогут, ошибки – тоже хорошо, на них учатся, правда – важнее выгоды, а ложь всегда разоблачается, друг познается в беде, страх – не повод отказываться от своей цели, а высокая цель – важнее и сильнее страха. Так с помощью сказок подсознательно формируются сценарии поведения.
Сюжет сказки строит нейронные связи. Нейропсихологи считают, что нарративное мышление – ключевой навык будущего, а развивается такое мышление в раннем детстве благодаря сказкам и историям. Сюжет помогает ребенку увидеть причинно-следственные связи: Дюймовочка была добра и всем помогала – и дождалась своего счастья, Золушка много трудилась – и получила то, к чему ее злые сестры так стремились, Колобок не слушался бабу и деда – попался к Лисе на язык, Маша попала к медведям – поняла, что нужно ценить чужие правила. Сказка помогает распознавать эмоции: Иванушка закручинился, голову повесил – грусть. В сказках также есть ответы, что делать если кому-то грустно, тяжело, страшно. И, конечно, сказка развивает словарный запас и образное мышление. Многое зависит от качества литературы. Народные сказки имеют свою глубину, многие писатели смогли создать шедевры высокого уровня – братья Гримм, Шарль Перро, Андерсен, Киплинг, Лев Толстой, Алексей Толстой («Золотой Ключик»), Александр Пушкин, собиратель русских сказок Александр Афанасьев, Самуил Маршак, Корней Чуковский. «Царевна Лягушка», сказка о золотой рыбке, «Двенадцать месяцев», «Белоснежка и семь гномов», «Кот в сапогах», «Муха цокотуха», «Мальчик с пальчик», «Заяц и Еж» этих авторов – отличные сказки перед сном для детей 5 – 6 лет. Сказка учит без морализаторства, «в ней намек», выводы ребенок делает сам.
Ребенок не воспринимает мораль «в лоб», да и взрослому подобное выдержать нелегко. Взрослые научились справляться с неудобными моментами, а дети сразу чувствуют, когда взрослые поучают, – и сопротивляются. Через сказку уроки попадают прямо с сердце, безопасно и без сопротивления. Сказка помогает ребенку сформировать внутреннюю опору, доверие к миру, установку «я справлюсь», даже когда он еще очень маленький, а справляться нужно будет
в период взросления. В детстве же сказки помогают справляться со сложностями: дочь боится темноты или оставаться одна дома, сын начал врать – предложите им вместе с вами придумать сказку про мальчика, который всех обманывал, девочку, которой было страшно. Придумайте волшебный сюжет. Можно опираясь на сюжеты народных сказок или сказок известных авторов («Мальчик, который кричал «Волки!»», современные сказки для детей, которые боятся). Главное – смысл, доверие, эмоциональная связь – и сказки станут лучшим инструментом воспитания, лучше которых еще не придумано. Именно поэтому аудиокнига онлайн не дает того эффекта.