06.12.25

Сказки для детей: почему до 3-х лет не рекомендуют

Какие сказки почитать ребенку и со скольки ребенку вообще можно читать сказки? Вопрос кажется странным и можно подумать, что речь о том, со скольки ребенок способен услышать вас и воспринять содержание. Но все куда сложнее. По методике Монтессори, до 3-х лет лучше вообще воздержаться от сказок. Почему? Разбираемся.
сказки для детей 6 лет

Когда можно начинать читать сказки?

До того, как начать полноценно участвовать в окружающих процессах, малыш живет в своем удивительном мире, где все новое, огромное, странное и необычное. Сказки воспринимаются как что-то само собой разумеющееся, ведь у ребенка еще нет критического мышления и достаточных знаний об окружающей реальности.

Сам процесс чтения сказок – важный опыт познания мира через эмоциональный контакт с мамой или близкими людьми. Ритуал чтения сказок с малышом – важен сам по себе. Его не заменишь планшетом с мультфильмом или аудиоверсией сказки из мобильника.

Даже если малыш не понимает содержания, ему нравится речь мамы, он хочет, чтобы с ним общались. Будет ли это сказка на ночь, краткая история, стишки или песенки – он будет воспринимать все это как часть игры. Если читать с малышом книжку во время дневных игр, он будет запоминать последовательность этой игры, узнавать образы на картинках, переворачивать листики книги и предлагать маме или няне любимую книжку. Так ребенок воспринимает сказку до полугода. Никакая аудиосказка, конечно, не заменит подобную игру. Ребенок запоминает отношение мамы к героям сказки, которые позже станут более понятными. Даже самый маленький ребенок считывает отношение мамы или няни к книгам и к нему. Чтение сказок в первый год жизни малыша – это эмоциональная связь и диалог с подсознанием.

С полугода до годика ребенок более внимательно слушает краткие народные сказки и потешки, узнает знакомые истории и повторяет некоторые звуки.

До двух лет ребенок любит сказки с повторяющимися фразами, понимает сюжет, обожает сказки про животных.

С двух до трех у ребенка активно формируется фантазия, он очень любознателен, ребенок вполне осознанно воспринимает сюжеты сказок и историй.

С трех лет ребенок способен понимать сюжет и смысл сказки, а в четыре, пять, шесть лет понимает, пересказывает и может обсуждать услышанное, выводя для себя правила и мораль. В этом возрасте ребенок может даже сочинять свои сказки.

Зачем читать сказки

Психологи, педагоги, специалисты по развитию – все уверены, что сам процесс чтения книжек во время дневной игры и на ночь важен и ценен. Внимание мамы, папы, бабушки или няни, возможность вместе почитать и послушать историю, само поведение взрослых и такая деятельность как чтение формируют ребенка. Сами сказки тоже очень важны для формирования личности. А вот возраст, в котором нужно начинать читать именно сказки, вопрос спорный. Сказки – это неправдивые, выдуманные истории, бывают достаточно страшными. Готова ли психика воспринять то, что даже взрослым порой трудно понять и расшифровать. Рассмотрим несколько мнений на этот счет, и пусть каждый выберет вариант, который ближе.

Человек устроен довольно сложно, в мозге формируются нейронные связи до того, как мы полноценно осознаем, как все устроено. Сказки – это разговор с внутренней основой формирующегося человека, с его будущей системой ценностей и ориентиров. Подсознание улавливает куда больше, чем многим кажется. Ваше отношение к ребенку, ваши личные нормы и ориентиры, даже моральный портрет вашей няни – все это формирует вашего ребенка. И, конечно, в не до конца исследованной нами мере сказки влияют на его формирование. Сказки, это абсолютно бесспорно, влияют на формирование характера, на нравственные ориентиры, развивают мышление, навыки, внимание, фантазию.

В народных сказках уже заложена мораль и мудрость, которую, возможно, ребенок, не имеющий фильтров и критики, воспринимает «напрямую». А художественные авторские произведения в стихах, например, Корнея Чуковского или Самуила Маршака, действуют своими яркими образами куда лучше, чем правила и нравоучения. Помним, что мир ребенка – это игра, выдумка, метафора, в которой ему вполне комфортно. Главное и важное он понимает и усваивает.

Нам, взрослым, кажется, что ребенок учится через объяснения, но на самом деле настоящее обучение у детей происходит через образы и эмоциональный опыт на подсознательном уровне. Поэтому детская сказка учит точнее и живее. Читать сказку – воспитывать через образы.

С определенного возраста ребенок, слушая сказки, учится преодолевать трудности, понимает, что быть добрым – хорошо, добрые в итоге выигрывают, помогать другим – хорошо, тебе тоже помогут, ошибки – тоже хорошо, на них учатся, правда – важнее выгоды, а ложь всегда разоблачается, друг познается в беде, страх – не повод отказываться от своей цели, а высокая цель – важнее и сильнее страха. Так с помощью сказок подсознательно формируются сценарии поведения.

Сюжет сказки строит нейронные связи. Нейропсихологи считают, что нарративное мышление – ключевой навык будущего, а развивается такое мышление в раннем детстве благодаря сказкам и историям. Сюжет помогает ребенку увидеть причинно-следственные связи: Дюймовочка была добра и всем помогала – и дождалась своего счастья, Золушка много трудилась – и получила то, к чему ее злые сестры так стремились, Колобок не слушался бабу и деда – попался к Лисе на язык, Маша попала к медведям – поняла, что нужно ценить чужие правила. Сказка помогает распознавать эмоции: Иванушка закручинился, голову повесил – грусть. В сказках также есть ответы, что делать если кому-то грустно, тяжело, страшно. И, конечно, сказка развивает словарный запас и образное мышление. Многое зависит от качества литературы. Народные сказки имеют свою глубину, многие писатели смогли создать шедевры высокого уровня – братья Гримм, Шарль Перро, Андерсен, Киплинг, Лев Толстой, Алексей Толстой («Золотой Ключик»), Александр Пушкин, собиратель русских сказок Александр Афанасьев, Самуил Маршак, Корней Чуковский. «Царевна Лягушка», сказка о золотой рыбке, «Двенадцать месяцев», «Белоснежка и семь гномов», «Кот в сапогах», «Муха цокотуха», «Мальчик с пальчик», «Заяц и Еж» этих авторов – отличные сказки перед сном для детей 5 – 6 лет. Сказка учит без морализаторства, «в ней намек», выводы ребенок делает сам.

Ребенок не воспринимает мораль «в лоб», да и взрослому подобное выдержать нелегко. Взрослые научились справляться с неудобными моментами, а дети сразу чувствуют, когда взрослые поучают, – и сопротивляются. Через сказку уроки попадают прямо с сердце, безопасно и без сопротивления. Сказка помогает ребенку сформировать внутреннюю опору, доверие к миру, установку «я справлюсь», даже когда он еще очень маленький, а справляться нужно будет в период взросления. В детстве же сказки помогают справляться со сложностями: дочь боится темноты или оставаться одна дома, сын начал врать – предложите им вместе с вами придумать сказку про мальчика, который всех обманывал, девочку, которой было страшно. Придумайте волшебный сюжет. Можно опираясь на сюжеты народных сказок или сказок известных авторов («Мальчик, который кричал «Волки!»», современные сказки для детей, которые боятся). Главное – смысл, доверие, эмоциональная связь – и сказки станут лучшим инструментом воспитания, лучше которых еще не придумано. Именно поэтому аудиокнига онлайн не дает того эффекта.

Не рано ли – сказки с рождения?

Сказки – не просто развлечение, в них есть смысл. Но с какого возраста использовать сказки? Традиционные психологи и нейробиологи считают, что с самого раннего, некоторые методики раннего развития не разделяют такой подход.

Самые маленькие не понимают смысл, сказки отрывают от реальности. Для малышей есть потешки. Самые известные потешки для самых маленьких с 0 до годика:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

*

- Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой, полетели!
На головку сели!
Ладушки запели.

*

Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

И потешки, и сказки пришли к нам из глубины веков. Казалось бы, изменилось все, но образцы успешного поведения остаются актуальными. Девочки запоминают женские роли, мальчики – мужские, учатся достигать цели, выбирают для себя сценарии, находят ответы. Сказки нужно подбирать по возрасту. В сказках для маленьких:

  • Уровень страха должен быть переносимым.
  • Сказка должна заканчиваться хорошо.
  • Главный герой если и страдает, должен страдать не сильно и не долго.
  • Слабые и маленькие должны выходить победителями.

Обратите внимание: даже если злой герой побежден, на сцене расплаты внимание не акцентируется. В русской народной сказке «Белая уточка» ведьма наказана, но никакой злости и радости от мести: «и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать», «и не осталось о ней ни следа, ни памяти!». К сожалению, в современных мультфильмах, сказках и фильмах для детей много жестокости. Предлагайте детям добрые сказки, чтобы они выросли добрыми. Сказки – не приключения, не просто хороший способ весело провести время, и не все, что называется сказками, ими является. Настоящая сказка обладает целительными свойствами (есть даже такое направление лечения сказками – сказкотерапия). Сказка помогает решать проблемы, взрослеть, справляться с жизнью. Сказка воспитывает. Не путать с образованием. И плюс нашего времени в том, что сказки можно найти онлайн в интернете – есть много сайтов, где совершенно бесплатно выложены русские народные и другие сказки.

Монтессори-педагоги рекомендуют читать сказки детям и при этом придерживаются установки: от незнания к знанию, от знания к фантазии. При таком подходе сказкам нет места, пока ребенку не объяснишь, как все устроено. Все, что с ребенком происходит в начале жизни, он принимает за точку отсчета, за образец и истину. Поэтому сначала нужно показать ребенку основные функции предметов, их смысл и значение. Сказки отвлекают от этого. Все предметы нужно называть нормальными названиями, а когда ребенок хорошо усвоил все, что его окружает, сформировал базовые представления о мире (это до трех лет) на основе того, что видит, и как это все объясняют окружающие, можно и фантазировать. Вот тогда и пора читать детям сказки.

Дело в том, что любая сказка – это метафоры и вымышленные персонажи: кот, мышонок, собака, ежик разговаривают, мороз – живое существо, происходит то, чего нет в реальной жизни. Понимая, что в реальности все не так, как в сказке, у ребенка формируется запутанное представление. До трех лет ребенок не способен оценить красоту художественного вымысла, а сказка формирует нереалистичное представление обо всем, что его окружает. Заменить сказки предлагают хорошими книгами с реалистичным сюжетом, с правдивым изображением предметов и существ. Сказки будут уместны, когда основы личности будут заложены.

Мы оставляем вас с этими двумя мнениями. Выбирать – только вам.
На нашем сайте можно заказать подбор няни, гувернантки. Достаточно написать нам или заполнить форму и оставить контакты для связи.
Какой домашний персонал мы подбираем?

Основные направления нашей деятельности