21.05.25

Учим ребенка говорить рано: артикуляционная гимнастика, игры и упражнения

Как формируется речь ребенка, какие артикуляционные и другие упражнения стоит делать с ребенком, чтобы научить его красиво говорить и как можно раньше? Нужно ли развивать речь ребенка, или это произойдет само собой?
упражнения артикуляционная гимнастика

Заниматься развитием речи ребенка нужно обязательно

Ребенок, конечно, как-то научится говорить и сам, но этот процесс очень важно контролировать и развитием речи заниматься необходимо. С преподавателем или самостоятельно? Давайте разберемся!

Во-первых, речь ребенка формируется еще до того, как он начинает связно говорить. Он воспринимает окружающую речь – и это уже тот опыт, на который он будет в последующем опираться. Во-вторых, отставание в развитии можно определить только если знать, что именно должно происходить на каждом этапе.

Как развивается речь ребенка

Хотите ли вы от ребенка невозможного, все ли нормально с развитием речевых способностей и нужно ли выполнять упражнения на артикуляцию, гимнастику для мышц лица и другие упражнения для развития артикуляционного аппарата? Зависит от того, насколько развитие его артикуляционного аппарата соответствует норме.

Нормальные показатели:

  • 0 - 6 мес. Ребенок активно слушает и пытается воспроизвести услышанное. Сначала все, что он слышит, звучит для него как мелодия. Гласные появляются первыми, за ними – примерно в полтора месяца – появляются «г», «к», «х».
  • 6 – 12 мес. Появляются слоги, ребенок впервые произносит «ма-ма». В годик произносятся первые слова и предложения. К годику ребенок знает 2 – 20 слов, все они обычно существительные.
  • Один годик. Словарный запас – 300-400 слов, произношение адаптированное под себя, сложные сочетания заменяются более простыми.
  • Два годика. Ребенок говорит фразами, формирует предложения из нескольких слов. Словарный запас к трехлетнему возрасту – до 700 слов, ребенок склоняет слова – понимает число, род, падеж.
  • Три годика. Ребенок активно общается, правда, пока простыми предложениями. Придумывает свои слова. Словарный запас – до 1000 слов.
  • Четыре годика. Ребенок оттачивает свои речевые навыки, формирует активный и пассивный словарный запас. Словарный запас – до 1000 слов. К пяти годам ребенок начинает произносить слова четко и ясно.
  • В пять лет норма – свободное владение речью. Если этого не произошло – пора обратиться к логопеду.

Чтобы артикуляционный аппарат и речь ребенка развивались нормально, нужно заниматься с ребенком над этим с самого рождения.

Как научить ребенка разговаривать

Учить разговаривать – это не только гимнастика для языка и подобное.

Максимально поспособствовать разговорным навыкам ребенка можно, если постоянно выполнять ряд упражнений, которые даже трудно назвать упражнениями – это скорее полезные привычки, ежедневные ритуалы, образ жизни, следуя которому ребенок научится говорить очень рано – в годик-два. Вот о каких полезных привычках речь:

  • Говорить с ребенком максимально много и часто. Общаться с малышом нужно еще до его рождения. Говорить выразительно. Младенцы груднички хорошо воспринимают все, что вы говорите, они воспринимают сказанное эмоциями. В год ребенок может начать говорить, если общаться с ним только словами. Не перекручивайте слова, произносите их четко и так, чтобы ребенок видел артикуляцию.
  • Уделять внимание моторике мелких мышц. Игра с различными по форме и размеру предметами, массажным мячиком, перебирание крупы, нанизывание бусинок и подобные упражнения влияют на то, как быстро ребенок начнет говорить.
  • Озвучивать ребенку названия окружающих предметов. Это расширит словарный запас. Отвечать на вопросы ребенка, только не перегружать его мозг сложными терминами.
  • Читать ребенку книги каждый день. Чтение книг с картинками обеспечит лучшее запоминание за счет сочетания зрительного и слухового восприятия.
  • Петь. Пойте ребенку песни, дети это обожают. Это занятие такое же полезное, как чтение книг.
  • Отказаться понимать язык жестов. Пробуйте выводить ребенка на диалог, отказывайтесь понимать жесты, которые ребенок использует вместо слов. Но не усердствуйте, не стоит доводить ребенка до истерики.
  • Проверять на внимательность. Попробуйте такое упражнение. Читая знакомую ребенку книгу, специально замените слова. Ребенок будет вас поправлять.
  • Повторять слоги. Для укрепления выученных слогов и разучивания новых, повторяйте произносимые слоги за ребенком, после этого произнесите новый слог. Ребенок скорее всего будет его повторять.

Научить ребенка говорить – это целый комплекс приемов, игр, простой артикуляционной гимнастики, доступной для освоения дома, игры на артикуляцию для малышей, «пальчиковые» игры («сорока-ворона» и подобные). Все это проводите ежедневно, а не раз в месяц, и ребенок научится правильно говорить достаточно рано – в 2-3 года. Особое место в этих упражнения играет гимнастика артикуляционная для детей разного возраста.

Артикуляционная гимнастика для детей

Артикуляционные упражнения помогают развить артикуляционные мышцы, если они не развиты, и укрепить, если произношение еще оставляет желать лучшего.

Чтобы тренировать с ребенком мелкие мышцы рта, ежедневно делайте следующее: устройтесь удобно возле зеркала, чтобы хорошо видеть, как выполняются упражнения. Делайте артикуляционную гимнастику и просите ребенка повторять за вами. Главное, чтобы ему было интересно и выполнение приносило ему удовольствие.

Упражнений – огромное количество, в продаже есть карточки. Некоторые примеры упражнений такой гимнастики:

  • Окошко. Открываем широко рот (жарко), закрываем рот (холодно).
  • Шарик. Надуваем щеки, показываем шарик.
  • Дудочка. Вытягиваем губы вперед, зубы сомкнуты.
  • Барабан. Аккуратно барабаним языком по верхним зубам.
  • Варенье. Широко улыбнуться и пытаться дотянуться кончиком языком до носа, до подбородка, до щек, облизывать губы по кругу.

Укрепляйте язык – вытягивайте с ребенком язык, доставайте кончиком языка к небу, к верхним и нижним зубам, если ребенок не умеет выговаривать «р», проводите гимнастику для «р». Судя по отзывам мам, дети охотно включаются в игру, любят «корчить рожицы» и дурачиться перед зеркалом, показывать зубы, улыбаться «на все зубки», вытягивать губы в трубочку, выполнять различные движения губами, движения языком, произносить различные звуки – а все это укрепляет мышцы рта и улучшает произношение. Вы не просто дурачитесь эти несколько минут – ребенок учится удерживать внимание, повторяет за вами каждое движение, учитывает положение губ, языка, щек и зубов – и при этом для малыша это веселая игра. Это работает на пользу.

Во время работы над развитием артикуляционных мышц, важно уделить внимание гимнастике на дыхание: надувать шарик, выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчик.

Упражнения занимают минуты или даже секунды, но важно не забывать проводить такие занятия регулярно.

Дидактические игры

Помимо артикуляционной гимнастики, полезно выполнять и дидактические упражнения. Есть много видов, форм таких упражнений, приемов и методов. Для примера – игра «Волшебный мешочек»: сложите в мешочек разные по размеру предметы и предложите ребенку на ощупь определить, что за предмет, какой он. Во время таких игр ребенок учит новые слова – свойства предметов, постигает азы математики, и, конечно, развивает свои разговорные способности.

Общие советы для большего успеха занятий

Чтобы гимнастика вместе со взрослым принесла ребенку больше пользы и радости, отключите бесконечные видео и старайтесь чаще играться и общаться с малышом. Ограничивайте время просмотра мультиков.

Внимательно относитесь к ребенку. Если он подходит чем-то поделиться или за помощью – проявляйте внимание. Он должен понимать, что им интересуются и его слышат.

Если ребенок плохо говорит

Если ребенок несмотря на гимнастику к определенному возрасту не приобрел речевые навыки, некоторые звуки произносит неправильно, даже несмотря на проводимую с ним гимнастику, лучше отправить его к логопеду, который организует занятия, предложит упражнения, которые необходимо будет выполнять, даст рекомендации, которым вы будете следовать.

Есть еще один вариант – просто наймите няню-логопеда, в центре внимания работы которой будет постановка грамотного произношения. Находясь в постоянном контакте с малышом, она сможет вытянуть максимум – как интереса к данным занятиям, так и результата, которым будет умение правильно произносить все известные ребенку слова, широкий словарный запас, способность связно говорить. На этом сайте можно заказать подбор няни.
Какой домашний персонал мы подбираем?

Основные направления нашей деятельности