Ярлыки в семье
Что стоит знать родителям детей любого возраста и при любом количестве детей – подсказывают психологи. Будьте осторожны с ярлыками. Наш такой тихоня, а наш мечтатель, наш очень активный, а наш такой фантазер – казалось бы, безобидные фразы. Тем не менее, они достаточно опасны. Это и есть то, что называют навешиванием психологических ярлыков.
Человек развивается как личность еще в раннем детстве, темперамент уже проявляется в год – два, а особенно в три года. Дети проявляют характер в отношениях с родителями и окружающими, в выборе деятельности, интересов, и, главное, в действиях по достижению своих интересов.
Трехлетняя девочка строит глазки и уже привыкла, что взрослые называют ее, любя, кокеткой. Она таким образом получает, что пожелает (разве можно не дать все, что просит такое милое создание?), а также привыкает и к поведению, и к тому, что оно всем нравится. Каждый раз, слыша, что она кокетка, девочка начинает еще больше кокетничать и кривляться. Хотят ли родители, чтобы кокетство стало чертой характера девочки? В этом возрасте девочка просто поняла, что она девочка, и, возможно, это не имеет никакого отношения к чертам ее характера. Но прививаемая ребенку с детства самооценка иногда приклеивается на всю жизнь. То, как относятся к малышам взрослые, закладывает фундамент репутации их детей.
Может показаться, что называть ребенка драчуном, забиякой, тихоней или трусишкой нельзя, а героем, принцессой и другими положительными словечками можно и нужно. На самом деле даже попытки наделить ребенка положительными чертами могут стать для него тяжелым бременем на всю жизнь. Дело в том, что наша характеристика ребенка является всего лишь нашим представлением о нем, к тому же часто дополненным нашими собственными чертами характера. Родители иногда в три года, а иногда и до рождения легко дают ребенку характеристики, смягчая их ласковыми словами: врединка, лентяйчик или умничка, красавчик. Казалось бы, чем такая ситуация опасна? Тем, что часто это не имеет ничего общего с реальностью: ребенку присваивают что-то воображаемое, то, чего на самом деле нет. Это не помогает ему понять самого себя, лучше справиться с самоидентификацией, наоборот – он застревает в навязанном образе, и даже во взрослом возрасте это может мешать нормальному развитию личности. Причем, человек чувствует на себе этот груз даже если «обзывалка» появилась давно – в возрасте трех лет, иногда до года или даже до рождения.