21.12.25

Личностные особенности ребенка и воспитание в семье

Как воспитать лидера, как заметить особенности личности и развить лучшие качества ребенка в самом подходящем для этого возрасте? Как формируется характер в разных семьях и при разных подходах воспитания?
личностные особенности ребенка

Особенности характера ребенка – как определяются?

Личностные особенности ребенка определяет психолог, их изучением занимаются как правило в возрасте 3-6 лет (при подготовке к школе), в 6-9 лет (младший школьный возраст), в подростковом возрасте и в раннем юношеском возрасте. Используют для изучения черт характера ребенка и его личностного портрета различные методики, среди которых самые популярные:

  • Адаптированный опросник Р. Кэттелла.
  • Шкала тревожности Ч. Спилбергера – Ю. Ханина.
  • Рисуночный тест Розенцвейга.
  • Диагностика самооценки (Дембо–Рубинштейн).
  • Тест Т. Лири.
  • Тест СЖО Д.А. Леонтьева.

Изучая черты характера ребенка, исследователи поняли: характер зависит от особенностей семьи и воспитания ребенка в семье. Например, личностные особенности ребенка зависят от размера семьи или очередности рождения ребенка. Дети из больших семей чаще более организованы, имеют лидерские качества, при этом более обидчивы и более зависимы от одобрения. Дети, у которых есть братья и сестры, менее эгоцентричны, более склонны к кооперации, более настойчивы. Дети из маленьких семей более тревожны, а единственные дети более эгоцентричны и зависимы, нередко безответственны и безвольны. Единственный ребенок, у которого нет опыта общения со сверстниками, не умеет сравнивать себя с другими детьми и формирует неверную самооценку. А вот уровень экстраверсии не зависит от таких факторов как размер семьи и воспитание. Зная эти нюансы, как воспитать положительные черты характера ребенка и как не допустить развития нежелательных? Что важно знать родителям при воспитании детей – в три года, в шесть лет, в десять или пятнадцать лет?

Ярлыки в семье

Что стоит знать родителям детей любого возраста и при любом количестве детей – подсказывают психологи. Будьте осторожны с ярлыками. Наш такой тихоня, а наш мечтатель, наш очень активный, а наш такой фантазер – казалось бы, безобидные фразы. Тем не менее, они достаточно опасны. Это и есть то, что называют навешиванием психологических ярлыков.

Человек развивается как личность еще в раннем детстве, темперамент уже проявляется в год – два, а особенно в три года. Дети проявляют характер в отношениях с родителями и окружающими, в выборе деятельности, интересов, и, главное, в действиях по достижению своих интересов.

Трехлетняя девочка строит глазки и уже привыкла, что взрослые называют ее, любя, кокеткой. Она таким образом получает, что пожелает (разве можно не дать все, что просит такое милое создание?), а также привыкает и к поведению, и к тому, что оно всем нравится. Каждый раз, слыша, что она кокетка, девочка начинает еще больше кокетничать и кривляться. Хотят ли родители, чтобы кокетство стало чертой характера девочки? В этом возрасте девочка просто поняла, что она девочка, и, возможно, это не имеет никакого отношения к чертам ее характера. Но прививаемая ребенку с детства самооценка иногда приклеивается на всю жизнь. То, как относятся к малышам взрослые, закладывает фундамент репутации их детей.

Может показаться, что называть ребенка драчуном, забиякой, тихоней или трусишкой нельзя, а героем, принцессой и другими положительными словечками можно и нужно. На самом деле даже попытки наделить ребенка положительными чертами могут стать для него тяжелым бременем на всю жизнь. Дело в том, что наша характеристика ребенка является всего лишь нашим представлением о нем, к тому же часто дополненным нашими собственными чертами характера. Родители иногда в три года, а иногда и до рождения легко дают ребенку характеристики, смягчая их ласковыми словами: врединка, лентяйчик или умничка, красавчик. Казалось бы, чем такая ситуация опасна? Тем, что часто это не имеет ничего общего с реальностью: ребенку присваивают что-то воображаемое, то, чего на самом деле нет. Это не помогает ему понять самого себя, лучше справиться с самоидентификацией, наоборот – он застревает в навязанном образе, и даже во взрослом возрасте это может мешать нормальному развитию личности. Причем, человек чувствует на себе этот груз даже если «обзывалка» появилась давно – в возрасте трех лет, иногда до года или даже до рождения.

Если ребенок не один

Иногда, если детей несколько, при распределении ролей руководствуются именно этими надуманными характеристиками, часто не имеющими ничего общего с действительностью. Что делать? Прежде всего проследите, как вы относитесь к своим детям или к одному ребенку, какими качествами вы их наделяете, часто ли проговариваете и соответствует ли ваша оценка правде, или просто «пристала случайно»?

В семьях любят истории о том, как закрепились за детьми их роли, и почему их начали называть кого «хулиганом», кого «шалуном», а кого «ученым». Оказывается, первый сильно толкался еще в мамином животике, второй делал забавную гримасу, а третий однажды задал неожиданный вопрос. Теперь, когда кто-то рассказывает о каких-то интересных фактах, обращается прежде всего к «умному сыну», а когда дети поссорились, спрашивает о случившемся у сына-хулигана. Так, еще будучи дошкольниками, дети привыкают к навязанным ролям, что влияет на процесс естественного формирования личности.

Ребенок и окружающие

Сорвиголова, тихоня или привереда растет, зная, что таков его основной характер, не пытаясь искать себя настоящего или преодолевая ненужные препятствия, чтобы доказать, что он другой. В этом есть и позитивные, и негативные стороны. Ребенок знает, каким видят его родители, формирует себя, отталкиваясь от уже имеющейся «картины мира». Если родительская оценка справедлива, она подчеркивает его достоинства, что помогает ему укреплять свои лучшие качества и чувствовать себя личностью. «Ты такой самостоятельный», «ты у меня смелый» – такие фразы поддерживают малыша, особенно в нежном возрасте. При этом даже положительные оценки могут превратиться в опасные ярлыки: поскольку ребенок может просто стремиться как можно точнее попадать в родительские ожидания, а не становиться тем, что он действительно из себя представляет. С возрастом ему будет все тяжелее даваться способность самостоятельно оценивать себя и становиться самостоятельной личностью.

Понимать себя, формировать свою систему ценностей, свои, а не навязанные, гармоничные для своей личности социальные роли, умение понимать свои собственные желания, свое (а не мамино) отношение и свои чувства к происходящему, и определять ближайшие цели – важная часть эмоционального развития ребенка.

Лучше всего в дошкольном возрасте сформировать реальный личностный портрет ребенка, чтобы на основе данных диагностики иметь время и возможность уделить внимание его талантам, дать помощь в развитии определенных навыков до школы, сформировать правильное отношение к себе и окружающим.

Это работа психолога и лучшие условия грамотного развития ребенка в дошкольном возрасте – обратиться за услугами психолога или нанять няню психолога. Основная задача психолога – помочь ребенку сформировать собственную оценку своей личности. Если она будет исходить от родителей и будет сформирована на основе психологического портрета ребенка – это может создать сложности ребенку на всю жизнь.

Опасные оценки

Какими могут быть оценки родителей и родственников? Опасны любые оценки, но для примера:

  • медлительный,
  • застенчивый,
  • смелый,
  • обидчивый,
  • хвастун,
  • ленивый,
  • хитрый,
  • кокетка,
  • модница,
  • сладкоежка,
  • артистка,
  • безалаберная,
  • неряха,
  • жадина.

Такое «клеймо» может создать проблемы на всю жизнь, особенно, если такие слова используются часто и в ласкательной и одобрительной манере: «жадинка», «хвастунишка», «потеряшка». Даже если это хорошие черты, но не соответствующие действительности.

Положительные и отрицательные черты характера

Есть хорошие черты, которые стоит развивать (не присваивать незаслуженно), и отрицательные, которые стоит предупреждать. Среди положительных:

  • Аккуратность. Во взрослом возрасте аккуратность разовьется в серьезное отношение к своим обязанностям, а неряшливость – в безответственность.
  • Активность. Помогает рационально использовать силы и время, а не идти на поводу обстоятельств.
  • Бескорыстие. Многие недооценивают это важнейшее качество, ведущее к счастью. Способность делать добрые дела, не ожидая мгновенной награды (делиться игрушками, конфетками) во взрослом возрасте формируется в способность оказывать помощь, не считая это бесполезной тратой времени. Читайте в блоге об этике для малышей.
  • Гибкость и артистичность. Важное качество, предупреждающее стрессы, помогающее адаптироваться к новым обстоятельствам и контролировать эмоции.
  • Вежливость. Это материал, позволяющий завязывать контакты, строить отношение с людьми. Ценно в любом возрасте. Читайте в нашем блоге о правилах хорошего тона для детей
  • Доброжелательность и благодарность. Еще одно важное качество для гармоничных отношений.
  • Великодушие. Тоже недооцененное качество, ведущее к счастью. Его суть – в умении не запоминать плохое, быть снисходительным к человеческим слабостям, не опускаться до зависти и скупости. 
  • Трудолюбие. Без труда невозможно реализовать ни одну хорошую идею, а приучать к труду нужно с детства, понимая, что в один год, в три года или в десять лет – это разный труд. Читайте в блоге нашего сайта, как воспитать самостоятельного ребенка.
  • Честность. Жизненные примеры и сказки учат, что ложь приводит только к неприятностям. Жизнь дает те же ответы про правду и ложь, но эффект часто отсрочен. К сожалению, взрослые об этом часто забывают и подают плохой пример детям. Стоит быть максимально осторожными и аккуратными с такими категориями как ложь и правда. Важно находить золотую середину между принципом не обманывать и привычкой не держать язык за зубами.
  • Бесстрашие. Еще одна категория, требующая предельной осторожности при воспитании ребенка. Важно быть смелым и уметь постоять за себя, но нужно, чтобы отвага не переросла в безрассудство.
  • Ответственность. Способность не перекладывать проблемы на других и отвечать за начатое, сказанное и сделанное.
  • Целеустремленность. Без этого не добьешься успеха.
  • Эмпатия. Понимание собственных чувств и эмоций, а также эмоций других людей, способность проявлять сострадание, сопереживать. Ценная черта для взаимодействия с внешним миром.
  • Благородство. Достойное поведение, нравственность, честность, самоотверженность. Закладывается с детства, позволяет развиваться выше в любом выбранном направлении.

Положительными качества называют условно, поскольку каждое может проявляться как положительно, так и отрицательно: щедрость, трудолюбие, отвага могут перерасти в расточительство, трудоголизм, безрассудство.

Негативными чертами считаются:

  • лень,
  • хвастовство,
  • зависть,
  • агрессивность,
  • безволие,
  • склонность хулиганить,
  • лживость,
  • болтливость.

Бороться с нежелательными проявлениями нужно мягко и грамотно. Лучше со специалистом, хорошо разбирающимся в предмете. Пропустишь негативное проявление, в следующий раз оно проявится с удвоенной силой, поругаешь – повторится с новыми проблемами. Правильное воспитание – это и любовь, и терпение, и такт, и собственный пример, и грамотный подход.
Задача родителей, воспитателя, психолога, няни – помочь ребенку вырабатывать свое личное мнение о разных вещах и о себе, принимать чью-то точку зрения, выражать эмоции, превращать недостатки в достоинства.

Подберем няню, психолога, воспитателя в России и за рубежом.
Какой домашний персонал мы подбираем?

Основные направления нашей деятельности