Как составляется режим в дошкольном или образовательном заведении
От чего отталкиваются специалисты? Они учитывают возраст, поэтому объединяют детей в возрастные группы. Это важно, поскольку с каждым годом потребности и физиологические особенности малыша существенно меняются: требуется разная продолжительность прогулок, занятий, разное время на прием пищи и тд. К примеру, в раннем возрасте малыши могут сосредоточиться на одном виде деятельности не более 10 минут, а в подготовительной группе – 30 минут (почти как урок в школе).
Учитывается также ритмичность. Важно, чтобы различные виды деятельности чередовались между собой с учетом периодов активности и отдыха. К примеру, в первой половине дня – лучшее время для занятий, а после обеда – время для дневного сна.
Еще одно требование при составлении расписания дня ребенка – цикличность. Часы сна, приема пищи, зарядки, игр, прогулок должны повторяться из дня в день в одно и то же время.
Кроме того, важно чередование. Чтобы виды деятельности не наскучили ребенку и чтобы ребенок не устал, активные мероприятия чередуются с отдыхом, умственная нагрузка с прогулками на свежем воздухе. Дневной сон – обязателен, чтобы дать ребенку отдохнуть эмоционально и восстановить силы.
Гибкость – это учет особенностей каждого ребенка: кто-то захочет отдохнуть раньше, кто-то не любит определенное блюдо, кому-то нужно ограничить физическую активность – в детсадах и в образовательных заведениях следят за самочувствием и состоянием каждого ребенка и подходят к каждому индивидуально.
И, наконец, последовательность: все виды деятельности в детском саду идут один за другим в логичной последовательности. Утренняя зарядка, завтрак, занятия по развитию (чтение, музыка, рисование), игры на свежем воздухе, обед – все это происходит ежедневно и соответствует разумному порядку. После того как поиграли – дети моют руки и обедают, перед сном – подготовка ко сну (самостоятельные гигиенические процедуры), прежде чем выйти на улицу – дети идут одеваться. Постепенно дети запоминают, что за чем и в какое время, а это первый опыт планирования.