Ребенок воспитывается на примере родителей. Если в семье принято убирать за собой, он будет повторять за родителями, любят читать – скорее всего он будет много читать, принято
сервировать стол по этикету, он заберет это в свою жизнь. Он воспринимает как естественные требования делать так, как делают родители (или как делает
няня), но если родители требуют то, что сами не демонстрируют, а на уточнения «зачем» о слышит «потому что так надо», ему трудно понять, кому и зачем надо. Наверное, надо маме? Если требование быть отличником исходит от мамы, значит, это надо маме, если требование без пятерки не возвращаться исходит от папы, значит, пятерки нужны папе.
Так ребенок перестает связывать свои цели и достижения с собственными потребностями и начинает зависеть от желаний и ожиданий других людей. А если это родители – то быть отличником вопрос выживания. Для ребенка родители – самые важные. Связь с ними – как кислород. Нужно быть отличником, нужно дать нужный им результат, нужна пятерка, иначе они не будут его любить. Хотя сам он не понимает, зачем ему быть отличником. Вырабатывается внутренняя зависимость от выполнения того, что нужно маме, от результата, которого от него требуют другие. Он будет отличником, будет учиться на пятерки, и тогда мама будут его хвалить. Позже место папы и мамы занимают другие люди, и они будут использовать его для достижения своих целей. А своих целей у него не будет. Самое грустное, что папа и мама даже не замечают, что все происходит именно так. Они гордятся достижениями ребенка, постоянно стремятся, чтобы он был самым лучшим, чтобы у него все получалось идеально. Кстати, сами они как правило не были отличниками.