С этим кризисом у взрослых больше всего проблем, поэтому остановимся на нем подробнее. Давайте посмотрим на мир глазами малыша, который только недавно начал ходить. Весь мир для него – большой интерактивный тренажер, возможность что-то бесконечно трогать, хватать, тянуть, ронять. Для взрослых все по-другому: им везде чудится опасность. Для ребенка – развитие, для взрослых – опасность. Взрослые пытаются уберечь ребенка... от развития?
Тут перед взрослыми стоит непростая задачка: определить, так ли опасно то, что кажется опасностью? Попытайтесь увидеть все, что видите, глазами ребенка. От всего ли его стоит защищать? У взрослых другое представление о порядке, возможно, вы просто защищаете свой порядок?
Порядок ребенка – кушать, спать, пить, гулять в одно и то же время, но вовсе не в определенной последовательности выставленные предметы на полке. Он даже не против, если они окажутся на полу. Но ребенку важно найти нужный предмет глазами. Если он его находит – значит все в порядке.
Попробуйте осознать, что у ребенка свое представление о порядке, на какой-то период смотреть на окружающее глазами ребенка. Перестать сортировать игрушки, просто определить их в удобное для ребенка место, перестать волноваться, если что-то лежит на полу, просто делать уборку в одно и то же время, например, перед прогулкой и на ночь. У ребенка так быстрее появится желание начать собирать игрушки в корзину самостоятельно.
Родителям важно подготовить пространство к этим изменениям в жизни ребенка: превратить «пространство взрослых» в развивающую среду для ребенка. Уберите все, что может упасть, прищемить пальчики, ранить, представлять опасность. Подготовьте розетки, провода, шкафы, зеркала, полки.
Все это хорошо звучит, в жизни встречаются две крайности. Первая – обезопасить ребенка и попытаться усадить его в манеж, вторая – контролировать каждый шаг. И то и другое никуда не годится.
Детям как правило не нравятся ограничения, рано или поздно ребенку захочется освоить все пространство, рано или поздно он столкнется с теми опасностями, которые там есть. Постоянно одергивать – значит, гасить интерес, не позволять делать открытия.
Встречается еще одна крайность – убрать все, что хоть как-то может представлять опасность – напольная вешалка, горшок с кактусом, ведь если задуматься, они могут быть опасными.
И что же делать и как вести себя нормально в таких ситуациях? Правильно будет успокоиться и перейти к самой главной миссии – родительской. Любить ребенка, учить его жить в том мире, в который он попал. В том, который есть. Не создавать для него новую, более безопасную реальность. Риски есть, поводы для беспокойства тоже. Вместе с тем, ваше беспокойство лучше заменить на доверие и помощь ребенку получить нужный опыт, стать более ловким, научиться справляться с опасностями, учить его не бояться разных ситуаций.