05.10.25

Возрастные кризисы у детей, особенности кризисов в разном возрасте

Бывает ли кризис одного года у ребенка, двух лет, четырех, что это, каковы признаки, как с этим справляться и что важно учесть тем, кто растит и воспитывает детей или каким-либо образом взаимодействует с детьми. Давайте разберемся в этой статье, к чему готовиться и чего ожидать молодым родителям.
кризисы у детей по возрастам

Кризис – это освоение важного навыка

Психологи считают, что детские кризисы связаны с освоением ребенком того или иного очень важного навыка. Например, в годик ребенок осваивает самостоятельное движение – сначала ползает, и, наконец, идет, в три годика осваивает речь, а в пять лет открывает для себя эмоциональность.

Является ли кризис проблемой? Нет, это не проблема, это новые требования ко всем – к ребенку, в вам, к тем, кто ребенка окружает, к окружающей ребенка среде. К примеру, как только в годик ребенок начинает ходить и изучать все вокруг, всем нужно перестроиться, среду нужно подстроить таким образом, чтобы этот кризис прошел максимально комфортно и безопасно для ребенка и его окружения.

Когда малыш начинает добираться до ваших ящичков, полок и шкафов, начинает выбрасывать оттуда вещи, тянуть скатерть со стола – это значит, пора приспособиться к новому этапу.
Кризис (критический период) следует рассматривать как неспокойный период, очень важный для ребенка, когда ребенку больше всего нужна помощь и поддержка. Стабильные периоды длятся дольше, чем кризисные, поэтому семья должна быть готова к каждому очередному критическому периоду и достойно с ним справляться – с максимальной пользой для ребенка и гармонией для всех.

Пройдемся по детским кризисам по возрастам.

Кризис новорожденности

Рождаясь, ребенок попадает из комфортной в достаточно агрессивную среду. Здесь другое все – температура, звуки, ощущения. Младенец учится всему – дышать, реагировать на окружающие раздражители. Он может сообщить о своих потребностях только одним способом – через плач. Детский плач бывает разным, чтобы помочь ребенку, нужно научиться слышать его сигналы. Задача семьи и няни – создать атмосферу безопасности для мамы и малыша. Ребенку будет лучше адаптироваться к этому окружению, если его будет окружать тепло, спокойные мягкие звуки, приглушенный свет, контакт «кожа к коже». Папа тут должен сыграть основную роль – обеспечить защиту, безопасность и комфорт новорожденному. Этот кризис длится до 2 месяцев, после чего ребенок осваивается и начинает более гармонично взаимодействовать с окружающим его миром.

Кризис 1 года у ребенка

В один год ребенок начинает активно исследовать окружающий мир. Это первые и очень важные шаги к самостоятельности. С одной стороны, он постоянно открывает для себя что-то новое, с другой – учится понимать, что можно не все, и получается тоже не все. Не всегда все удается, не и не все ему дают, не все и не всегда соглашаются с его требованиями.

Если вы заметили, что ребенок стал более капризным и требовательным, протестует, демонстрирует настойчивость – это признаки кризиса 1 года. Ребенок может искать утешения у родителей, отказываться принимать пищу, пытаться отказаться от помощи и стремиться сделать что-то самостоятельно.

Как вести себя с ребенком в кризис одного года? Чем ему помочь? Самое главное, что вы можете сделать для ребенка, – оставаться терпеливым и поддерживающим. Важно установить границы – мягко, без насилия и грубости. Стараться объяснить малышу, что можно, а чего нельзя. Следите за границами, и при этом поощряйте самостоятельность ребенка. Если это можно, но требует от вас времени и терпения – дайте ему свое время и будьте терпеливы. Хочет сам достать игрушку, сам есть ложкой – поддерживайте и помогайте. Не страшно, если ложка будет на полу, а кашей будет измазано все вокруг. Ребенку нужно научиться самостоятельности, а ваша задача – поддержать его в этом. Это его развитие – пора учиться делать что-то самому.
кризисы у детей

Кризис 1.5 лет у ребенка или кризис движения

1,5 -3 года – кризис движения. В англоязычной литературе детей от года до трех лет называют тоддлерами. Кризис связан с активным обучением передвижению. У каждого ребенка этот кризис занимает разное время. В зависимости от развития, кризис 2 лет у ребенка тоже может быть связан с навыком хождения. Для родителей это самый сложный период: везде и постоянно ребенок подвергается потенциальной опасности. Ребенок может упасть, пораниться, забиться, что-то на себя опрокинуть, что-то свалить. Остановить ребенка невозможно: это для него открытие и огромное удовольствие – преодолевать препятствия, осваивать пространство.
кризис 1.5 лет у ребенка, кризис 2 лет
С этим кризисом у взрослых больше всего проблем, поэтому остановимся на нем подробнее. Давайте посмотрим на мир глазами малыша, который только недавно начал ходить. Весь мир для него – большой интерактивный тренажер, возможность что-то бесконечно трогать, хватать, тянуть, ронять. Для взрослых все по-другому: им везде чудится опасность. Для ребенка – развитие, для взрослых – опасность. Взрослые пытаются уберечь ребенка... от развития?

Тут перед взрослыми стоит непростая задачка: определить, так ли опасно то, что кажется опасностью? Попытайтесь увидеть все, что видите, глазами ребенка. От всего ли его стоит защищать? У взрослых другое представление о порядке, возможно, вы просто защищаете свой порядок?

Порядок ребенка – кушать, спать, пить, гулять в одно и то же время, но вовсе не в определенной последовательности выставленные предметы на полке. Он даже не против, если они окажутся на полу. Но ребенку важно найти нужный предмет глазами. Если он его находит – значит все в порядке.

Попробуйте осознать, что у ребенка свое представление о порядке, на какой-то период смотреть на окружающее глазами ребенка. Перестать сортировать игрушки, просто определить их в удобное для ребенка место, перестать волноваться, если что-то лежит на полу, просто делать уборку в одно и то же время, например, перед прогулкой и на ночь. У ребенка так быстрее появится желание начать собирать игрушки в корзину самостоятельно.

Родителям важно подготовить пространство к этим изменениям в жизни ребенка: превратить «пространство взрослых» в развивающую среду для ребенка. Уберите все, что может упасть, прищемить пальчики, ранить, представлять опасность. Подготовьте розетки, провода, шкафы, зеркала, полки.

Все это хорошо звучит, в жизни встречаются две крайности. Первая – обезопасить ребенка и попытаться усадить его в манеж, вторая – контролировать каждый шаг. И то и другое никуда не годится.

Детям как правило не нравятся ограничения, рано или поздно ребенку захочется освоить все пространство, рано или поздно он столкнется с теми опасностями, которые там есть. Постоянно одергивать – значит, гасить интерес, не позволять делать открытия.

Встречается еще одна крайность – убрать все, что хоть как-то может представлять опасность – напольная вешалка, горшок с кактусом, ведь если задуматься, они могут быть опасными.

И что же делать и как вести себя нормально в таких ситуациях? Правильно будет успокоиться и перейти к самой главной миссии – родительской. Любить ребенка, учить его жить в том мире, в который он попал. В том, который есть. Не создавать для него новую, более безопасную реальность. Риски есть, поводы для беспокойства тоже. Вместе с тем, ваше беспокойство лучше заменить на доверие и помощь ребенку получить нужный опыт, стать более ловким, научиться справляться с опасностями, учить его не бояться разных ситуаций.

Кризис 3 лет у ребенка

В три года наступает один из самых острых кризисов ребенка. Он связан с гормональной перестройкой организма. Ребенок утверждает свое «я» и тестирует границы возможного. Это период, когда он учится самостоятельно принимать решения.

Как может проявляться этот кризис? Это первые бунты, когда малыш отказывается даже от того, что ему нравится. Так маленький человек демонстрирует свою независимость. Он игнорирует правила, не хочет выполнять просьбы, пытается выразить свои чувства и эмоции, правда, ему это еще не очень удается.

Это нормальное поведение, так и должно происходить в его возрасте, и вам нужно быть к этому готовыми. Контролируйте свои эмоции – не повышайте голос, не давите, выстраивайте отношения со своим ребенком. Продемонстрируйте, что вы терпеливый, последовательный родитель, который умеет принимать своего ребенка и помогать ему справляться с эмоциями.

Даже сдерживать свои эмоции, оставаться ровным, понимающим и внимательным – это уже огромная помощь ребенку в формировании его как личности. Это очень сложно, но попробуйте пойти еще дальше. Не меняйте установленные правила, проговаривайте эмоции, который он переживает: «Я понимаю, ты злишься…». Будьте рядом в моменты его сильных эмоций, спокойно реагируйте на них, не срывайтесь, не ведите себя резко, не принимайте эмоциональных решений, не допускайте каких-либо конфликтов. Только поддержка и терпение.

И, конечно, не наказывайте ребенка за сильные эмоции. Помогите ему осознать, что он испытывает злость, разочарование, ревность, гнев, обиду, дайте знать, что в эмоциях и эмоциональных проявлениях нет его вины.

В играх давайте ему выбор, ограниченный рамками допустимого, разыгрывайте ситуации с разными стратегиями поведения, не оставляйте малыша одного в случае истерик.

Кризис 4 лет у ребенка

В психологии нет кризиса 4 лет, 5 лет, однако в этот период у ребенка появляются новые изменения в поведении, которые стоит учитывать. У ребенка уже достаточно опыта, словарного запаса, мышления и фантазии, чтобы проверять границы дозволенного более творчески. Можно столкнуться с новыми капризами и причудами, с которыми не так просто справиться. Ребенку хочется проверить взрослых, помучить родителей, воспитателей. Им движет стремление испытать новые эмоции и получить новый опыт, когда они он уже умеет контролировать и осознавать свои эмоции.

По сути, ребенок применяет к другим различные психологические приемы, учится манипулировать окружающими. Не поощряйте такого поведения: привычки детства могут сохраниться. Если сталкиваетесь с подобным, объясняйте, как строить отношения, в игровой форме разбирайте с ребенком стратегии поведения, преимущества и недостатки каждой, учите ребенка экологическим отношениям, становитесь примером.

Кризис 7 лет

В семь лет ребенок идет в школу, меняется его социальная роль, появляются новые права и обязанности. Основной деятельностью становится не игра, а учеба. Раньше он справлялся с осознанием себя как личности, сейчас учится быть частью общества и брать на себя ответственность.

Как понять, что ребенок перешел на этот этап? Он задает неудобные вопросы, спорит, требует объяснения правилам, которые раньше просто принимал. Он снова проверяет границы и оценивает реакцию окружающих.

Помогите ему адаптироваться к переходу к его ролям и обязанностям, выслушивайте его, говорите с ним, доверяйте его размышлениям, не упрекайте и не ругайте за неудачи, замечайте успехи. Постепенно он научится справляться с нагрузками, поверит в себя.

Подростковый кризис

Подростковый возраст не зря называют сложным. Еще не взрослый и уже не ребенок, необходимо переходить в неизвестную пугающую взрослую жизнь, справляться собственными возрастными изменениями – гормональными, социальными, физическими и эмоциональными. Часто подростки желают сепарироваться от взрослых, при этом они нуждаются в их поддержке. Несколько лет придется справляться с непрошенными всплесками и скачками эмоций, агрессией, конфликтами. Взрослые в этот период очень нужны подростку. Постарайтесь сохранить его доверие, быть в курсе его дел, достичь открытости в отношениях. Помогут уважение, право на ошибки, отказ от жесткого контроля, ярлыков и обидной критики, разумные границы.

Как пройдет каждый кризисный период, так использует ребенок свои возможности для роста. Помогите ему адаптироваться – пусть возьмет от своего развития максимум.
Разумеется, профессиональная няня в курсе детских кризисов, и сможет помочь ребенку пройти их максимально комфортно, даже если мама занята.

Поможем подобрать няню, няню гувернантку, няню психолога, няню воспитателя.
ЗАКАЗАТЬ ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК ПОДОБРАТЬ НЯНЮ
Какой домашний персонал мы подбираем?

Основные направления нашей деятельности