Конечно, до школы ребенок будет что-то и как-то писать – играясь он будет выводить некоторые буквы, цифры, с восторгом их угадывать, но будет ли это подготовка к письму в школе и, главное, будет ли она полезной? И какой должна быть подготовка руки к письму?
Если у вас есть
профессиональная няня для дошкольника,
гувернантка, если к вам приходит репетитор по подготовке ребенка к школе или если ребенок ходит в
детсад, то можете не волноваться. Специалисты, окружающие ребенка, знают методики обучения письму и научат ребенка писать правильно. Методика обучения письму при этом будет соответствовать этапу развития ребенка. Но если вы сами занимаетесь обучением своего ребенка или принимаете участие в этом процессе, мы поделимся советами специалистов, упражнениями и играми, которые помогут научить ребенка писать и пробудят интерес к этому процессу.
Информация для родителей, которые хотели бы, чтобы каждое движение и каждое занятие ребенка были исключительно полезным и «по делу»: лепка куличей в песочнице, прыжки через скакалку и катание на велосипеде – не только спортивное развитие, все это готовит ребенка в том числе и к письму. И, конечно, ребенок готовиться писать, когда рисует.
Как проверить готовность к письму? Сначала ребенок рисует – потом уже пишет. Поэтому проверку на готовности к письму можно провести через тест по рисованию. Если ребенок умеет нарисовать волны, провести непрерывную линию вверх, вниз, влево и вправо, а также по диагонали, рисовать прерывистые (пунктирные) линии, заштриховать фигуру, не выходя за ее пределы, хорошо ориентируется, где право, лево, верх и низ листа – можно начинать занятия по письму.
Какова методика обучения письму? В разном возрасте своя методика, разные также основные цели и задачи обучения. Ребенок не сразу пишет буквы, сначала нужно пройти этапы подготовки.
В 3-5 лет основная задача – подготовить руку к письму и вызвать интерес к этому виду деятельности. Писать буквы еще не главная цель. Таким образом подготовкой к письму в этом возрасте будут упражнения на мелкую моторику – нанизывание бусин, игра с песком, рисование пальцами, вырезание ножницами. Занятия проходят в игровой форме и занимают по 5-10 минут.
В 6-7 лет дети учатся правильно сидеть за столом, ориентироваться на листе и в строке тетради, держать ручку. Они штрихуют, обводят фигуры, пишут элементы букв, потом и сами буквы. Каждая буква для ребенка – маленькое достижение, освоение каждой буквы – важное событие. Занятия длятся по 10-15 минут.
В 8-9 лет, когда буквы уже освоены, ребенок пишет слова и предложения, отрабатывает аккуратность, плавность, скорость. С этого возраста полезны творческие задания – ведение дневника, сочинение рассказов, написание писем. Это помогает автоматизировать навык.