03.12.25

Обучение ребенка письму: методика, приемы, мотивация

Готовиться к школьному периоду нужно заранее, и среди обязательных пунктов подготовки к школе – умение читать, писать, считать. Как должны подготовить родители ребенка, какие именно навыки письма нужно привить, каким должно быть письмо для дошкольника – вопросы, ответы на которые вы получите прямо сейчас.
обучение письму для дошкольников

Первые буквы и слова своей рукой

Конечно, до школы ребенок будет что-то и как-то писать – играясь он будет выводить некоторые буквы, цифры, с восторгом их угадывать, но будет ли это подготовка к письму в школе и, главное, будет ли она полезной? И какой должна быть подготовка руки к письму?

Если у вас есть профессиональная няня для дошкольника, гувернантка, если к вам приходит репетитор по подготовке ребенка к школе или если ребенок ходит в детсад, то можете не волноваться. Специалисты, окружающие ребенка, знают методики обучения письму и научат ребенка писать правильно. Методика обучения письму при этом будет соответствовать этапу развития ребенка. Но если вы сами занимаетесь обучением своего ребенка или принимаете участие в этом процессе, мы поделимся советами специалистов, упражнениями и играми, которые помогут научить ребенка писать и пробудят интерес к этому процессу.

Информация для родителей, которые хотели бы, чтобы каждое движение и каждое занятие ребенка были исключительно полезным и «по делу»: лепка куличей в песочнице, прыжки через скакалку и катание на велосипеде – не только спортивное развитие, все это готовит ребенка в том числе и к письму. И, конечно, ребенок готовиться писать, когда рисует.

Как проверить готовность к письму? Сначала ребенок рисует – потом уже пишет. Поэтому проверку на готовности к письму можно провести через тест по рисованию. Если ребенок умеет нарисовать волны, провести непрерывную линию вверх, вниз, влево и вправо, а также по диагонали, рисовать прерывистые (пунктирные) линии, заштриховать фигуру, не выходя за ее пределы, хорошо ориентируется, где право, лево, верх и низ листа – можно начинать занятия по письму.

Какова методика обучения письму? В разном возрасте своя методика, разные также основные цели и задачи обучения. Ребенок не сразу пишет буквы, сначала нужно пройти этапы подготовки.

В 3-5 лет основная задача – подготовить руку к письму и вызвать интерес к этому виду деятельности. Писать буквы еще не главная цель. Таким образом подготовкой к письму в этом возрасте будут упражнения на мелкую моторику – нанизывание бусин, игра с песком, рисование пальцами, вырезание ножницами. Занятия проходят в игровой форме и занимают по 5-10 минут.

В 6-7 лет дети учатся правильно сидеть за столом, ориентироваться на листе и в строке тетради, держать ручку. Они штрихуют, обводят фигуры, пишут элементы букв, потом и сами буквы. Каждая буква для ребенка – маленькое достижение, освоение каждой буквы – важное событие. Занятия длятся по 10-15 минут.

В 8-9 лет, когда буквы уже освоены, ребенок пишет слова и предложения, отрабатывает аккуратность, плавность, скорость. С этого возраста полезны творческие задания – ведение дневника, сочинение рассказов, написание писем. Это помогает автоматизировать навык.

Учимся писать буквы и цифры

Остановимся на каждом этапе подробнее. 

Этап 1. Подготовка руки. Лепка, пазлы, конструктор, игры с крупой. Убеждаемся, что движения ребенка уверенные, он отлично справляется с поставленными задачами.

Этап 2. Разучивание элементов. На листе бумаги, в тетрадке ребенок проводит различные линии, круги, овалы, рисует узоры по точкам.

Этап 3. Учимся правильно держать ручку. Если ребенок держит ручку неправильно, рука больше устанет, буквы получатся мене аккуратными, мотивация быстро сойдет на нет. Поэтому научиться правильно держать ручку – один из ответов на вопросы о том, как научить ребенка писать красиво и как мотивировать ребенка писать красиво.

На первых уроках лучше использовать карандаши и ручки с трехгранным корпусом – с ними легче приучиться к правильному захвату. В продаже также есть специальные силиконовые насадки, помогающие зафиксировать пальчики в правильной позиции.

Как правильно держать ручку: ручка лежит на среднем пальце, сверху ее придерживает указательный палец, а сбоку большой, ручка направлена в правое плечо.

Этап 4. Изучение азбуки. Ребенка знакомят с каждой буквой. Сначала зрительно – букву показывают, описывают, какая она и на что похожа. Далее ребенок учится писать букву пальчиком в воздухе, пальчиком на песке (если есть такая возможность), после этого ребенок обводит букву по точкам в прописи. Начинать нужно с простых по начертанию букв: О, И, Л, П.

Методика написания каждой буквы своя. Например, как пишется буква о: ставим точку на середине строки, ведем линию вниз, вправо вверх, коснулись к верху строки, соединяем.

Аналогично происходит обучение написанию цифр, только цифры пишут в тетрадке в клеточку.

Этап 5. Написание слогов и предложений. После освоения отдельных букв, ребенку постепенно предлагают соединять их в слоги, а следующие шаги – написание коротких, а потом и более сложных слов.

Как научить ребенка писать так, чтобы это важное занятие не наскучило ему? Важно не затягивать занятия: если ребенку скучно или трудно – стоит завершить текущий сеанс или переключиться на игру, чтобы вернуться. Важно помнить, что для малыша это серьезная работа, а ему еще трудно долго удерживать внимание на одном предмете.

В ходе занятия нужно делать небольшие паузы разминки – дать ребенку возможность отдохнуть и переключиться на что-то другое.

Развивающие игры

Улитка. Игра для подготовки к написанию букв. Развивает плавность линий, контроль нажима, округлость движений. Поставить жирную точку в середине листа бумаги. Пусть это будет центром ракушки, от которого нужно «раскрутить» улитку – вести непрерывную линию по спирали.

Буква-путешественница. Игра для контроля размера и аккуратности написания букв. Развивает плавность движений и контроль при письме. На листе – извилистая линия. Это дорога, по которой будет путешествовать буква. В начале пишем букву большого размера, потом по дороге все мельче и мельче, а в конце пути совсем маленькую. Все буквы должны получиться аккуратными.

Разные поверхности. Игра для запоминая форм и на тактильное восприятие. Для написания букв можно использовать не тетради, а другие материалы, например, тарелку с манкой или песком, можно писать на зеркале и даже просто на полу. Пишем пальцами, мелками, специальными красками.

Проблемы при обучении

Если учиться писать трудно, поинтересуйтесь, с чем это связано. Даже в первом классе школы, куда ребенок пошел, умея читать, считать и писать письменными и печатными все буквы и цифры, могут возникать трудности:

  • Болит рука. Сделайте упор на лепку пластилином или белой глиной – особенно полезно делать шарики и раскатывать их между указательным и большим пальцем. Упражняйтесь писать то с сильным, то с легким давлением.
  • Быстро писать не получается. Может помочь игра с таймером на скорость. Сколько букв или слов написано за минуту или за сколько секунд написана фраза. Это поможет ребенку видеть прогресс, со временем будет получаться все быстрее.
  • Плохой почерк. Если некоторые буквы трудно читать, стоит проработать их более тщательно. Если все буквы неразборчивы, причина может быть в неправильном держании ручки, в боли в руке, в попытке писать быстрее, в неправильном соединении букв. Важно выяснить и поработать над причиной, важно также набраться терпения: на исправление ошибок уйдет не один день, а может и не один месяц.

На нашем сайте можно заказать подбор няни, гувернантки. Достаточно написать нам или заполнить форму и оставить контакты для связи.
Какой домашний персонал мы подбираем?

Основные направления нашей деятельности