15.11.25

Ребенок зависим от телефона: что делать?

Ребенок завис в гаджете, весь день ребенок сидит в телефоне… Что делать, если у ребенка зависимость от телефона, как телефон влияет на мозг ребенка? Вопросов – несчетное количество. Давайте разберемся, так ли опасен телефон для детей и как справляться с телефонной зависимостью.
Ребенок зависим от телефона: что делать

Сколько ребенку можно сидеть в телефоне

Известные люди в интервью признаются, что не дают своим детям мобильные телефоны: мы слышали такое от Павла Дурова, от Стива Джобса. Билл Гейтс и Кристофер Нолан говорили, что сами отказались от мобильных гаджетов. Правда ли это, мы вряд ли узнаем, но как поступать нам с собственными детьми, хотелось бы понимать. В чем вред телефона для детей, что делать если ребенок зависим от телефона, и правда ли, что есть такая зависимость и она опасна?

Почему-то считается, что сидеть в телефоне опасно, например, для глаз, при этом читать книгу – всегда полезно. На самом деле читать при плохом освещении, в неправильной позе и некачественный печатный текст – тоже вредно: для глаз, для осанки. Но от чтения ребенок устает и в большинстве случаев откладывает книгу, тогда как в гаджете огромное количество раздражителей, удерживающих наше внимание практически помимо нашей воли. Мы не чувствуем усталости, можем случайно просидеть в сети несколько часов, не заметив времени. Это опасно. Головные боли, усталость мышц – только некоторые проблемы, вызванные длительным времяпровождением в гаджете, а если речь идет о растущем организме – все еще серьезнее. Смартфон вполне может стать виновником депрессий, нарушений сна, стресса. Правда только в случае, если сидеть в гаджете долго. Забирать телефон, как только ребенок взял его в руки, со стороны родителей ошибка. Это тоже может привести к стрессу. К тому же в телефоне много полезного – игры, общение, полезная информация, обучение. Ошибка считать гаджет абсолютным злом.

В телефоне (глядя в экран) без вреда для здоровья (речь в основном о зрении) можно проводить по 6 часов в день, если каждые полчаса отвлекаться на 10-15 минут и выполнять зарядку для глаз.

Более 6 часов в телефоне, за экраном компьютера, телевизора, любого гаджета просиживать вредно.

При этом важно правильно держать смартфон перед собой – на расстоянии 30 см от глаз, при этом экран должен быть чистым и без царапин. Если этого не придерживаться, нагрузка на глаза будет больше, соответственно 6 проведенных за гаджетом часов принесут вред здоровью.

И это все для взрослых. Что касается детей и подростков, для их развивающегося организма требования более строгие. Они касаются как зрения, так и психического здоровья. Если говорить о предупреждении психических проблем (нарушение сна, депрессии, стресс), допустимая норма для подростка – не более 4 часов в сутки, для детей до 12 лет – до 1-2 часов. При этом соблюдать те же требования – перерывы каждые полчаса. Детям до 7 лет рекомендуют не использовать смартфон в развлекательных целях. Лучше не приобретать детям смартфон до 6-7 лет и использовать мамин или папин телефон только по назначению – для разговора во время звонка.

Как отследить, сколько времени ребенок проводит в телефоне? Есть специальные функции (в Android, например, есть статистика в разделе родительского контроля), позволяющие узнать проводимое в телефоне время и ограничить время работы приложений.

И все же проблема не просто в механическом подсчете проведенных в телефоне часов и не в ограничении доступа к телефону. Такими механическими способами ребенка не сделаешь более здоровым, а отношения между родителями и детьми менее трудными. Чаще всего ограничения приводят только к усугублению отношений с подростками. Важно также учитывать кризисные периоды в жизни детей (рекомендуем ознакомиться со статьей).

Нейробиологи рекомендуют не зацикливаться на подсчетах часов, а прислушаться к тому, какую роль играет гаджет в вашей жизни, или в жизни вашего ребенка. Главное, чтобы не появилось зависимости. Если она есть, с ней нужно бороться другими методами. Об этом ниже.

Данные статистики

По данным статистики в России более половины детей проводят с электронными устройствами от одного до четырех часов в день, а значит, риск различных психологических расстройств есть у каждого второго ребенка. Пытаясь найти способ, как отучить ребенка от телефона в 10 лет, в 13, в 14 лет, сначала нужно убедиться, что у ребенка есть зависимость от телефона. Без привязки к тому, сколько времени ребенок «сидит» в телефоне.

Первый звоночек – дискомфорт без смартфона. Попутные признаки – раздражительность, снижение успеваемости, ограничение социальных контактов в реальной жизни, ухудшение концентрации внимания.

По статистике 26% детей России все свободное время проводят в гаджетах, маленькие дети там играют в игры и смотрят видео, дети постарше – общаются. При чрезмерном увлечении гаджетами дети постоянно отвлекаются, не могут надолго на чем-то сосредоточиться, не интересуются ничем, кроме гаджетов. Они отказываются от прогулок, вечеров с реальными друзьями, семейных просмотров интересных фильмов, настольных игр, игр на улице. Весь мир сосредоточен в гаджете. Казалось бы, дело личное, как проводить время, но со временем могут появиться проблемы – тревога при живом общении, отсутствие интереса к другим видам деятельности, отсутствие общения с семьей, ухудшение здоровья.

Интернет-зависимость занесена в международный реестр заболеваний как нехимическая адреналиновая зависимость.

Прежде всего гаджетозависимость и зависимость от интернета можно оценить по тому, насколько ребенок обижается, раздражается и страдает, если у него отнять телефон даже не в разгаре игры или общения.

Как избавить ребенка от телефонной зависимости

Сегодня в школе практически у каждого ребенка есть мобильный гаджет, начиная с первого класса. Стать зависимым от гаджета – легко, помочь ребенку справиться с ситуацией – не так просто, как может показаться. Как отучить ребенка от телефона в 12 лет? В большинстве случаев родители пытаются запрещать, а когда понимают, что не справляются, оставляют все как есть. Это две крайности, обе неэффективны.

Развлекательный контент приводит к привыканию: он вызывает выброс дофамина, благодаря которому ребенок получает ощущение радости и счастья, которые хочется повторить. Особенно если нет других источников удовольствия.

Кстати, чаще всего застревают в гаджетах дети, которых не устраивает их реальность – есть проблемы в семье, неблагополучная семья, недостаточно уважения и внимания к ребенку, излишняя требовательность, строгость, иногда чрезмерное внимание и контроль и при этом непонимание реальных потребностей и проблем ребенка. Использование гаджета для поиска ответов на свои вопросы и получения удовольствия – это способ уйти от реальности. Поэтому прежде всего выстраивайте со своими детьми доверительные отношения – это лучший способ справиться с возникшей проблемой и предупредить большинство проблем.

И все же зависимость от телефона у детей бывает даже при заботливых родителях и доверительных отношениях. Причем, зависимость возникает очень быстро. Иногда достаточно купить ребенку телефон и позволить недельку поиграть сколько ему хочется, чтобы получить зависимость, или можно оставить ребенка на недельку с бабушкой, а забрать уже с зависимостью.

Чтобы не допустить проблемы, нужно сразу договариваться с ребенком, устанавливать правила и заключать негласные соглашения. Давая впервые смотреть мультики, нужно объяснить, что нужно смотреть по одной серии и останавливаться, потому что если не делать перерывов, то можно попасть в ловушку: потом может быть трудно выключить телефон, будет хотеться снова и снова, а все, что не в телефоне будет казаться скучным. Ребенок 4-5 лет уже способен понять такое объяснение и принять правила прежде, чем начал пользоваться смартфоном.

Правила нужны и мамам, папам, бабушкам. Часто именно они дают ребенку телефон как пустышку, чтобы отдохнуть от малыша и успеть что-то сделать по дому. Как устанавливать правила – читайте в статье о кризисах ребенка.

Важно устанавливать правила и следовать им, быть мягким, понимающим, но не поддаваться на уговоры малыша. Со временем важно добиться самоконтроля, лет с 12 ребенок сам должен контролировать время, проведенное в интернете и в мобилке.

Не нужно демонстрировать ребенку, что вы сами постоянно сидите в гаджете. Дети копируют взрослых: что вы им показываете, то и они хотят повторять, а если вы запрещаете им делать то, что делаете сами, у ребенка зарождается обида и чувство несправедливости. Вся семья должна демонстрировать приверженность единым правилам и ценностям. Вместо того, чтобы сидеть в гаджетах, нужно показывать ребенку, что есть много интересного в реальной жизни. Создавайте семейные привычки и традиции – ходить вместе на прогулки, смотреть фильмы, устраивать пикники.

Одной из семейных традиций может стать «диджитал детокс»: вся семья целый день не пользуется гаджетами.

Дети требуют много времени и внимания, чтобы разгрузить себя, лучше не давать ребенку играться гаджетом, а нанять домработницу, которая возьмет на себя домашнюю работу, или няню, которая организует ребенку полезный и безопасный досуг.
Какой домашний персонал мы подбираем?

Основные направления нашей деятельности